EASA потребовала от Airbus провести проверку всех эксплуатируемых A350

Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило предварительное предупреждение в отношении нескольких самолетов A350, в которых могла быть неправильно установлена ​​молниезащита. Delta Air Lines вошла в список перевозчиков, столкнувшихся с неисправностью.

A350-900 авиакомпании Qatar Airways
A350-900 авиакомпании Qatar Airways

Проблемы Airbus начались 5 августа этого года, когда Управление гражданской авиации Катара приказало немедленно заземлить тринадцать А350 после того, как в их фюзеляже были обнаружены тревожные трещины. В дополнение к регулярным проверкам для обеспечения постоянной безопасности пассажиров и самолетов, Qatar Airways внимательно следила за состоянием парка А350, где окрашенная поверхность фюзеляжа разрушалась с ускоренной скоростью.

На прошлой неделе национальный авиаперевозчик Катара уже запарковал двадцать из 53 самолетов А350, имеющихся в его флоте, аргументируя это решением местного регулятора, который ищет причину того, что техники описывают как некие вспучивания обшивки фюзеляжа и следы ударов.

В то время Airbus заявила, что поводов для беспокойства нет, сославшись на мнения других авиакомпаний, описывающие проблему как «косметическую». Производитель, отвечая на вопросы нашего корреспондента, объяснил, что были некоторые проблемы с «ранним износом поверхности», которые в некоторых случаях выявляли подслой сетки, предназначенный для поглощения ударов молний, но уже работают над ними.

Три человека, непосредственно знакомые с ситуацией, сказали, что в Qatar Airways и, по крайней мере, еще в одной авиакомпании сетка в некоторых случаях сама создавала зазоры, в результате чего фюзеляж из углеродного волокна был уязвим для возможных повреждений из-за погодных условий или других дефектов. Согласно Airbus, самолеты A350 разработаны с достаточной защитой, чтобы противостоять грозам, а появление зазоров между сеткой и обшивкой производитель объяснил тем, что некоторые самолеты  авиакомпании подвергались более сильным колебаниям температуры, чем другие, что связано с погодными условиями в пустыне в Катаре.

Последняя директива EASA призывает к последовательному осмотру и ремонту по мере необходимости, но не требует отмены полетов ни одного из тринадцати широкофюзеляжных самолетов, у которых обнаружен дефект. Тем не менее европейский регулятор предупреждает, что неправильно установленный компонент может воспламенить пары топлива. Следствием этого может стать «потеря реактивного самолета», как мягко предупредила  EASA.

Представитель Airbus расценил директиву европейского регулятора как «нормальную часть процесса поддержания летной годности». В свете спора производителя с Qatar Airways, которая приостановила получение 23 заказанных самолета А350, с 2016 года по меньшей мере пять других авиакомпаний выразили озабоченность и обеспокоенность. Finnair первой обнаружила этот недостаток.

Национальный перевозчик Финляндии сообщил в октябре 2019 года, что повреждение распространилось на молниезащитную сетку, расположенную ниже. После жалоб, поступивших также от Cathay Pacific, Etihad, Lufthansa и Air France, в Airbus была создана «многофункциональная целевая группа» для изучения нового материала для защиты от молний в самолетах A350. Теперь, согласно источникам нашего портала, проблемы были обнаружены как минимум у одного из самолетов крупнейшего авиаперевозчика США.  Delta Air Lines пока отказался комментировать этот вопрос, добавив, однако, что он уже провел переговоры  по этому поводу с европейским производителем.

По данным Airbus и Airfleets, в период с 2016 по 2020 год тринадцать самолетов A350, упомянутых  EASA, были доставлены десяти авиакомпаниям. Это всего 3 процента широкофюзеляжного парка этой модели. Тем не менее проблема 28 процентов перевозчиков, предлагающих дальнемагистральные рейсы.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM