EasyJet стала первым партнером по тестированию программы Iris

21 июня 2022 года EasyJet авиакомпания объявила, что она является первым партнером, присоединившимся к программе Iris, по оценке модернизации управления воздушным движением, проводимой Inmarsat и Европейским космическим агентством (ESA) при участии концерна Airbus.Оценка будет проводиться с ноября этого года при использовании 11 недавно поставленных Airbus A320neo, оснащенными системой Light Cockpit Satcom, эксплуатируемой производителем терминалов Cobham, которая полностью интегрирована с системой обмена данными Collins и Airbus для управления полетами и технического обслуживания.

Программа Iris направлена ​​на обеспечение управления воздушным движением коммуникационными технологиями нового поколения, которые позволяют лучше управлять воздушным движением и оптимизировать маршруты полетов, чтобы помочь авиакомпаниям сократить задержки и сократить выбросы углерода.

Iris, разработанный в рамках государственно-частного партнерства, инициированного ЕКА, представляет собой услугу, направленную на обеспечение широкополосной и экономичной спутниковой связи между авиадиспетчерами и пилотами. Работающая на платформе SB-S, созданной Inmarsat, система обеспечивает двустороннюю передачу данных в режиме реального времени между бортовыми и наземными системами на протяжении всего полета. Iris использует защищенную IP-связь, что позволяет разгрузить УКВ-радиоканалы, пропускная способность которых близка к своим предельным значениям.

Iris обеспечивает определение местоположения самолета в четырех измерениях (широта и долгота, высота над уровнем моря и время). Это позволяет точно отслеживать маршрут полета и обеспечивает эффективное управление движением с помощью операций на основе траектории (TBO), что позволяет пилотам и диспетчерам рассчитывать кратчайшие доступные маршруты, летать на оптимальных высотах и ​​использовать непрерывные траектории подъема и спуска.

Кроме того, общение между пилотами и авиадиспетчерами происходит не голосом, а текстовыми сообщениями, чтобы повысить четкость связи и повысить безопасность и эффективность работы.
Iris также обеспечивает защиту связи от киберугроз с помощью шлюзов безопасности, которые создают зашифрованные туннели данных VPN между контроллерами и удаленными устройствами, обеспечивая взаимную аутентификацию и целостность обмена данными.

“Iris прокладывает путь к более эффективному управлению воздушным движением, что является ключевым шагом вперед для авиационной отрасли. Программа Iris дает много преимуществ: от помощи в достижении наших экологических целей за счет дальнейшего сокращения выбросов углекислого газа на наших рейсах до обеспечения лучшего опыта для наших пассажиров. Мы рады быть лидером в этой области, устанавливая стандарты для авиационной отрасли, и надеемся, что другие авиакомпании последуют нашему примеру”, — сказал Хью МакКоннелог, директор easyJet по эксплуатации аэропортов и навигации.

Программа Iris, направленная на модернизацию и цифровизацию авиации, является одним из ключевых элементов исследовательской программы SESAR JU (Совместное исследование ОрВД в рамках единого европейского неба), оценки которой показывают, что 5-10 процентов выбросов углекислого газа в авиации вызваны устаревшей авиационной инфраструктурой, приводящей к излишне длинным маршрутам, траекториям взлета и посадки, а также воздушным заторам. Iris стремится улучшить это и сделать полеты менее вредными для окружающей среды.

Согласно плану, Iris поступит в коммерческую и эксплуатационную эксплуатацию в Европе в 2023 году.

Андрей Бочкарев