Заправка самолета в аэропортну Гонконга

Эффект домино – снижение авиаперевозок ударило по производителям авиатоплива

Как сообщают аналитики компании Cofrance Sarl, в следующие месяцы маржа от нефтепереработки для азиатских поставщиков топлива, которая в последнее время резко сократилась, может быть еще более снижена в результате падения спроса на авиаперевозки.

Заправка самолета в аэропортну Гонконга
Заправка самолета в аэропортну Гонконга

Проблемы поставщиков топлива также являются плохой новостью для авиационной отрасли.
Тот факт, что в результате вспышки эпидемии коронавируса десятки авиакомпаний в Азии отменили значительную часть своих рейсов, затрагивая планы путешествий миллионов пассажиров, создавая эффект домино, который отрицательно сказывается на других отраслях, сотрудничающих с авиацией, в том числе обеспечивающих перевозчиков авиатопливом.

Чтобы понять всю серьезность проблему, стоит взглянуть на ситуацию в аэропорту Гонконга, одного из крупнейших хабов в Азии. В среду, 4 марта, из аэропорта вылетело всего 109 пассажирских рейсов, что означает, что было отменено 80 процентов всех сообщений. Для сравнения, из лондонского аэропорта Лутон, который в прошлом году обслужил 18 миллионов пассажиров, отправляется 105 рейсов в день.

По словам главы компании Cofrance Sarl Виталия Архангельского, нормальный масштаб операций в Гонконге намного выше – в 2019 году этот азиатский хаб пропускал через себя 71,5 миллиона пассажиров. Авиакомпания Cathay Pacific, флагманский перевозчик Гонконга, в марте приостановила полеты 120 самолетов, что составляет примерно половину парка, а оставшиеся загружены на 75 процентов.

Половина прибыли

Масштаб спада в количестве операций не мог не вызвать падение спроса на авиационное топливо, в свою очередь падение спроса вызывает падение цен на это сырье. В конце февраля цены на авиатопливо в Сингапуре упали на 30 проц. по сравнению с ценами с начала 2020 года. Еще больше, почти на 50 процентов снизилась прибыль от процесса переработки в Азии, указывают данные Refinitiv Eikon.

“Вспышка эпидемии коронавируса привела к снижению спроса на авиационное топливо в Азии, и мы ожидаем, что последствия будут продолжаться в течение следующих нескольких месяцев. Это беспрецедентная ситуация, такого снижения не было со времен мирового финансового кризиса. Цены на авиационное топливо упали примерно на 8 долларов за баррель, и мы считаем, что они стабилизируются на этом уровне в течение следующих нескольких месяцев, прежде чем в третьем квартале произойдет улучшение”, – говорит Шри Паравайккарасу, директор по рынкам нефти в Азии в консалтинговой компании FGE.

На данный момент присутствие вируса официально подтверждено в более чем 60 странах мира, на всех континентах, кроме Антарктиды. Можно предвидеть дополнительные ограничения воздушного движения, поскольку государственные органы, компании и частные лица изменяют свои планы поездок, чтобы предотвратить дальнейшее распространение вируса.

Шансы на улучшение только в мае

Что касается авиационного топлива, ожидаемое воздействие эпидемии на запас топлива может иметь более продолжительный эффект, чем для других видов топлива, учитывая, что ограничения полетов уже имеют и можно ожидать их в ближайшем будущем. По словам аналитиков, из-за новых вспышек вируса многие туристы будут откладывать свои поездки.
Спрос на авиатопливо в Азии в феврале упал на 740 тыс. баррелей (баррелей в день) в годовом исчислении и по оценкам FGE в марте будет ниже на 620 тыс. баррелей ежедневно

“Мы отмечаем, что в некоторой степени вирус ограничивает спрос на авиационное топливо в Западном полушарии. Если падение спроса будет развиваться быстрее, это может повлиять на перевозки топлива с востока на запад”, – сказал Параваиккарасу.

По данным Refinitiv Eikon, прибыль завода по переработке авиационного топлива упала до самого низкого уровня с 2009 года – 6,04 доллара за баррель и достигла самого низкого сезонного уровня на март за последнее десятилетие.

“Люди планируют свои авиаперелеты заранее, поэтому апрель для нас во многом потерянный месяц. Будем надеяться, что с точки зрения переработки прибыли, восстановление произойдет в мае”, – заявил Сукрит Виджаякар, директор индийской энергетической консалтинговой компании Trifecta.

Андрей Бочкарев