EMAS помощь или помеха для пилотов?

К большому удивлению сотрудников Федерального авиационного агентства США (FAA), последние исследования показали, что пилоты в аварийных ситуациях избегают выката на бетонную полосу специального типа (EMAS), которая служит для плавной остановки самолета перед концом взлетно-посадочной полосы. Кроме того, чиновники FAA убедились, что во всех зарегистрированных случаях остановки на EMAS, относительно небольшое их число относилось к намеренному на них выкату.

EMAS  помощь или помеха для пилотов

Типичная EMAS после выката на нее самолета


Так что представляет собой эта таинственная полоса, встречи с которой так боятся пилоты?

EMAS (сокращение от английского Engineered Materials Arresting System) или в вольном переводе «система инженерных материалов для остановки воздушных судов» — это специальная подложка из специальных бетонных плит, находящаяся в конце взлетно-посадочной полосы, задачей которой является снижение риска выката воздушного судна за ее пределы. Ее использование может уменьшить вероятность получения травм членами экипажа и пассажирами при минимально повреждении конструкции самолета. В русскоязычных документах обычно применяется термин «концевая зона безопасности ВПП», но он не до конца точен.

Чаще всего используемая технология EMAS заключается в применении достаточно массивных и в то же время легких бетонных конструкций, обладающих заведомо повышенной хрупкостью, благодаря которым под тяжестью самолета его колеса вязнут вглубь этой подложки. В зависимости от типа и скорости самолета, EMAS также может полностью затормозить катящуюся машину.

В мае 2017 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) объявила о начале работ над законопроектом, который привести к единообразию правовой порядок, касающийся использования EMAS и его последствий.

Самым громким случаем, когда EMAS показала свою пользу, был выкат за пределы полосы самолета, на борту которого находился вице-президент США Майк Пенс. Воздушное судно выкатилось за пределы ВПП после торможения в условиях проливного дождя в ньюйоркском аэропорту ЛяГуардия. B737, который был арендован избирательным штабом Республиканцев, остановился на размокшем травяном поле, переехав EMAS, поглотившей большую часть энергии. Скорее всего пилот самолета не подозревал существование этой зоны в конце полосы. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) до сих пор расследует обстоятельства этого инцидента.

Как сообщает FAA, с 1999 г., кроме вышеупомянутого случая, на сегодняшний день EMAS пригодился еще в 11 случаях в США. Эта технология встретила заинтересованность и в других странах, а первые такого покрытия были применены уже в Китае, Испании и на Тайване.
Преимущества такой технологии трудно переоценить. Кроме того и прежде всего хрупкие бетонные плиты EMAS в состоянии спасти человеческие жизни, при появлении аварийной ситуации позволяет достаточно быстро освободить полосу, а также вернуть воздушное судно в рабочее состоянии.

Тогда откуда у пилотов появилась фобия на эту зону?

Аналитики портала aviav.ru, ссылаясь на исследования FAA и других организаций из авиационной отрасли, утверждают, что причиной старательного избежания выката на концевую зону безопасности является нежелание пилотов получить в связи с этим огласку события в СМИ, как это часто происходит. FAA убедилось, что пилоты во время затянувшейся пробежки, когда скорость уже падает до 56-74 км/час пытаются избежать EMAS, направляя воздушное судно на травянистое покрытие за пределами ВПП. Скорее всего они руководствуются соображением, что лучше выкатиться на поле, чем на концевую зону безопасности, откуда их могут без проблем отбуксировать на твердое покрытие. В результате это поможет избежать лишней огласки.

Чиновники FAA однозначно подтвердили, что выкат за пределы полосы не дает никакой гарантии анонимности события, о чем может свидетельствовать случай с самолетом, на котором путешествовал Майк Пенс.

В настоящее время FAA пытается принять меры для того, чтобы пилоты имели больше представлений о функциональных свойствах EMAS. Было объявлено, что информация о существовании и свойствах EMAS в конкретных аэропортах будет доводиться до сведения пилотов на каждом этапе обучения. При этом будут подчеркиваться основные положительные свойства этой технологии как ключевого средства, увеличивающего уровень безопасности в ситуациях, когда воздушное судно выкатывается за пределы ВПП.

В настоящее время FAA тестирует новое обозначение EMAS для взлетно-посадочных полос, служащее тактическим предупреждающим знаком для пилотов. Желтая надпись, отмечающая наличие зоны, будет находиться на расстоянии 500 футов до ее начала. А обратная связь, характеризующая поведение пилотов, будет анализироваться экспертами FAA.

Но будет ли это решение достаточным, чтобы победить фобию пилотов перед EMAS? Как заявляют представители FAA, ситуация будет анализироваться и Агентство предпримет конкретные шаги, например, введение соответствующих элементов обучения, которые по замыслу должны повлиять на правильную реакцию пилотов в ситуации, угрожающей выкатом за пределы полосы.