Embraer Phenom 300 против Cessna Citation CJ4 – сравнительный анализ конкурирующих моделей в категории Light Jet

В 2005 году бразильский концерн Embraer запустил программу Phenom 100 и Phenom 300 – своих первых реактивных деловых самолетов типа clean-sheet design в категориях в самых легких (VLJ) и легких (LJ) бизнес-джетов соответственно. Результатом упорного труда стали технически эффективные и коммерчески сбалансированные конструкции. В конце 2009 года Phenom 300 прошел сертификацию в ANAC и FAA и начал поставляться клиентам.

Phenom 300

Немногим позже, в 2006 году, Cessna представила Citation CJ4 (модель 525C) с таким же размером салоном, как у CJ3 (525B), но на 0,5 м длиннее, при этом размерность и характеристики очень похожи на Phenom 300. CJ4 прошел сертификацию в FAA, а его поставки начались в 2010 году.

Citation CJ4

Следующая информация представляет собой краткий сравнительный анализ этих двух самолетов, на основе данных из открытых источников таких, как Business & Commercial Aviation (B & CA), Conker & Decker (C & dD), Aircraft Cost Comparator (ACC), JetNet, Aircraft BlueBook, а также данных самих производителей.

По данным JetNet, в настоящее время в мире эксплуатируется 441 Phenom 300, причем 65 процентов из них базируются в США, 17 – в Европе и 12 – в Бразилии. Phenom 300 отличается тем, что он является достаточно укомплектованным самолетом для совместной собственности, причем около 29 процентов всего флота эксплуатируется именно в такой форме. Это связано с его платформой, предназначенной для обеспечения высокой производительности и низких эксплуатационных расходов, а также оптимального размера и комфорта в салоне. Флот из Citation CJ4 используется с 2010 года, и в настоящее время в мире насчитывается 262 борта, из которых 78 процентов базируется в США, 12 – в Европе и 3 – в Латинской Америке. Согласно нашим данным, ни один Citation CJ4 не находится в совместном владении.

Общая информация

Citatio CJ4 и Phenom 300 предлагают аналогичные конфигурации. В стандартном варианте Phenom 300 обладает восьмиместным салоном (1 пилот + 7 человек) и камбузом. В качестве вариантов производитель предлагает девятиместный (1 пилот + 8 человек), семиместный (1+6) десятиместный (1 пилот + 9 пассажиров) с двухместным диваном. Все эти конфигурации могут принимать дополнительного пассажира на сертифицированном для взлета и посадки кресле. Преимуществом салона Phenom является большая высота и ширина, чем у CJ4, а также больший входной люк и наибольшее в своей категории сечение иллюминаторов. Он также имеет на 15 процентов выше давление в салоне при рабочем потолке. Имеется раздельный климат-контроль для двух разных зон.

У обоих самолетов схожее оборудование для наземного обслуживания, но Phenom 300 имеет внешнюю сервисную туалетную систему и электронную тормозную систему (brake-by-wire), это все уменьшает минимальный интервал между операциями (TAT- Turn Around Time).

Авионика

Phenom 300 оснащен комплектом Embraer Prodigy Touch на базе G3000
Phenom 300 оснащен комплектом Embraer Prodigy Touch на базе G3000

С 2013 года Phenom 300 оснащается запатентованной авионикой Embraer Prodigy Touch на базе Garmin G3000 с тремя 14,1-дюймовыми дисплеями AMLCD и двумя контроллерами сенсорного экрана для ввода и управления PFD и MFD. Кроме того, на дисплее представлены новейшие из доступных для легких и средних бизнес-джетов навигационные и коммуникационные системы, в том числе Synthetic Vision System (SVS) и предупреждения о близости земли (TAWS). Изначально на Phenom 300 устанавливалась авионика на базе Garmin G1000 System, но подавляющее большинство самолетов с авионикой G1000 можно модернизировать до Prodigy Touch.

Phenom 300 оснащен комплектом Embraer Prodigy Touch на базе G3000
Phenom 300 оснащен комплектом Embraer Prodigy Touch на базе G3000

Кабина пилотов Citation CJ4 оснащена авионикой Rockwell Collins Pro Line 21 с четырьмя ЖК-дисплеями размером 8×10 дюймов с обычными контроллерами и системой Synthetic Vision (SVS). В CJ4 штурвалы управления установлены в полу, тогда как в Phenom 300 – встроены в панель с авионикой, что позволяет пилотам более свободно перемещаться. Дисплеи Phenom 300 имеют на 25 проц. большую площадь экрана, но в сумме общая площадь дисплеев меньше, чем у CJ4.

Пассажирский салон

По данным Conklin & de Decker, объем салона Phenom 300 составляет 9,2 м³, а CJ4 – 8,3 м³, т.е 11 процентов в пользу первого. Длина салона аналогична, но здесь у CJ4 есть небольшое преимущество на 30 мм (5,27 м против 5,24 м у Phenom 300).

Phenom 300
Phenom 300
Cessna Citation CJ4
Cessna Citation CJ4
Сравнение сечений (Phenon 300 и Citation CJ4)
Сравнение сечений (Phenon 300 и Citation CJ4)

Двигатели

Phenom 300 использует два двигателя Pratt & Whitney PW535E, каждый из которых вырабатывает 3 660 фунтов тяги по Flat Rating ISA + 15 ° C, в то время как Citation CJ4 использует два двигателя Williams FJ44-4A, каждый из которых имеет тягу в 3 621 фунтов по Flat Rating ISA + 11ºC.

Термин «Flat Rating» относится к верхнему пределу температуры для максимальной тяги, и чем выше этот параметр, тем больше преимущество для работы в условиях жаркого климата и высокогорья. Оба этих двигателя имеют интервал технического обслуживания Overbranch (TBO) 5000 часов.

В соответствии с данными B & CA 2015, во время полетов продолжительностью 1000 мм с 4 пассажирами (по 91 кг каждый), Phenom 300 потребляет в среднем 575 литров топлива в час, что 14 проц. меньше, чем 670 литров час CJ4 для той же миссии. Интересно отметить, что Phenom 300 имеет более низкий расход топлива, даже при том, что у CJ4 отношение веса к мощности (MTOW/Propulsion) примерно на 12 проц. ниже, чем у Phenom, что может быть связано с эффективностью двигателя и аэродинамического дизайна.

Общие данные о производительности

Как упоминалось ранее, Phenom 300 и CJ4 очень похожи по производительности в целом. В следующей таблице приведены некоторые важные параметры для обоих воздушных судов. (Источник: B & CA 2015):

Полезная нагрузка (кг) X Дальность полета (нм)
Полезная нагрузка (кг) X Дальность полета (нм)

В таблице показано сравнение дальности полета этих бизнес-джетов, а также их изменение в зависимости от полезной нагрузки и количества топлива. Обращает на себя внимание то, что эти самолеты имеют очень близкую дальность полета. (Источник: B & CA 2015).

Операционные расходы

При полном анализе эксплуатационных расходов необходимо учитывать прямые затраты (топливо, техническое обслуживание и т. Д.), постоянные издержки (пилоты, ангары и страхование) и стоимость имущества (амортизация и финансирование). В рамках этого сравнительного исследования мы сосредоточимся только на прямых расходах или переменных издержках, поскольку они колеблются в зависимости от времени полета.

Основываясь на калькуляторе стоимости воздушных судов (ACC), прямые эксплуатационные расходы (DOC) Phenom 300 и Citation 4 оцениваются в следующей таблице:

Условия: средний расход для рейса продолжительностью 1000 мм с 4 чел. и резервом топлива NBAA. Расчетное обслуживание планера и двигателей – раз в 10 лет эксплуатации.
Отмечается, что прямые эксплуатационные расходы схожи для обоих воздушных судов, но стоимость эксплуатации Citation CJ4 на 8 проц. выше, что в значительной степени объясняется потреблением топлива.

Выводы

По данным B & CA, к 2015 году прейскурантная цена нового Phenom 300 и Citation CJ4 была абсолютно одинаковой и составляла 8,995 млн долларов США. После трех лет эксплуатации, по данным Aircraft BlueBook для американского рынка, Phenom 300 2015 года выпуска в среднем перепродается по цене 7,1 млн долларов США (-21 проц.) против средней цены 6,7 млн долл. США (-26 проц.) за CJ4 того же года. Это составляет среднюю ежегодную амортизацию в размере 7,5 проц. для Phenom 300 по сравнению со средней амортизацией около 10 процентов в год для CJ4.

На основе представленной выше информации и анализа, а также оценки основных факторов влияющих на выбор при покупке нового делового самолета, таких, как дальность, скорость, комфортабельность салона, эксплуатационные расходы, стоимость перепродажи и цена приобретения, можно сделать вывод, почему Phenom 300 является самым продаваемым легким деловым реактивным самолетом в мире с 2012 года.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM