Спустя почти год после того, как авиакомпании Emirates был поставлен последний Airbus A380-800, генеральный директор Emirates Тим Кларк объявил о своем пожелании, чтобы Airbus создал преемника Super Jumbo. Авиакомпания из Дубая, несомненно, является самым большим сторонником таких больших самолетов, приобретя почти половину всех A380. У перевозчика из Дубая 118 таких машин, из них 80 полностью исправны.
Airbus не планирует возобновлять производство гигантских самолетов, поскольку глобальный спрос на полеты требует меньших по размеру и более экономичных самолетов. Маловероятно, что Airbus займется созданием преемника двухэтажного широкофюзеляжного воздушного судна для удовлетворения потребностей только одной авиакомпании.
Генеральный директор Emirates Тим Кларк недавно объявил общественности, что и он, и авиакомпания, которой он управляет, надеются, что французский производитель самолетов Airbus выпустит замену авиационному гиганту Airbus A380. Желание Airbus построить новый большой самолет появилось почти через год после того, как последний A380 покинул завод для доставки авиакомпании, базирующейся в Дубае. Airbus полностью остановил производство и проинформировал общественность о том, что не планирует возобновлять проект.
Кларк: Airbus должен создать преемника A380
Сэр Тим Кларк был одним из самых ярых сторонников этого широкофюзеляжного самолета. Почти половина всех когда-либо произведенных А380 стала ценным активом Emirates. Машина стала ключевым активом в бизнесе авиакомпании. Самолеты A380 Emirates, выполняющие рейсы в Дубай и обратно, помогли авиакомпании стать глобальным авиаперевозчиком в мире. Авиакомпания превратила Дубай в воздушный узел между Америкой, Европой и Австралазией. Директор Emirates считает, что самолет не устарел. Достаточно внести несколько поправок, чтобы он стал пригодным и соответствовал экологическим нормам.
“Я думаю, что потенциал A380, который мы еще не полностью раскрыли”, — сказал он в интервью BBC. “Мы начали летать на A380 в Лондон-Хитроу шесть раз в день в октябре прошлого года, и с тех пор у нас не было свободных мест на каждом рейсе”, — добавил Кларк, отметив, насколько важно для авиации иметь самолет с таким большим запасом пассажирских мест.
Слова главы Emirates говорят о том, что на маршрутах с повышенным спросом и в загруженных аэропортах, полеты на небольших, более экологичных самолетах полезны для окружающей среды, но не достаточно выгодны для перевозчиков и комфортны пассажиров. Меньшее предложение приведет к повышению цен на билеты и сложности с покупкой билетов на рейсы по некоторым направлениям. Кларк подчеркивает, что создание А380 было лучшим, что случилось с авиацией, так как авиакомпании могут перевозить более 500 пассажиров за один рейс. Заполненные самолеты, курсирующие Дубай — Лондон, Хитроу — Дубай, лучшее тому доказательство.
A380 будет летать до конца 30-х годов.
Airbus назвал проект A380 коммерческим провалом. Несмотря на продажу сотен самолетов, производитель не получил достаточно заказов, чтобы считать проект успешным. В парке Emirates 118 самолетов A380, 80 из которых в настоящее время находятся в эксплуатации. В авиационной отрасли наблюдается значительный рост спроса на авиаперевозки после ослабления ограничений на поездки после распространения пандемии коронавируса. В то время как COVID-19 был гвоздем в гроб многих гигантских самолетов, у Emirates не было другого выбора, кроме как продолжать использование Super Jumbo.
“A380 повлиял на жизнь многих пассажиров, установив новые стандарты в сфере полетов и путешествий. Я уверен, что это будет продолжаться десятилетиями, не в последнюю очередь благодаря нашему партнерству с Emirates, которая постоянно внедряет новые услуги и продукты, чтобы пассажиры по всему миру могли испытать уникальные возможности A380. От имени всех команд Airbus я хотел бы воспользоваться этой уникальной возможностью, чтобы тепло поблагодарить Emirates, крупнейшего оператора A380 в мире, за их неизменное доверие и партнерство. Желаем вам еще много удачных посадок!”, — заявил генеральный директор Airbus Гийом Фори на церемонии передачи последнего A380.
Авиакомпания Emirates из-за очень высокого спроса на авиаперевозки не испытывает проблем с заполнением своих больших самолетов. Весной следующего года все A380-800 вернутся в строй. Около 70 двухэтажных аэробусов будут отремонтированы в конце этого года. Перевозчик установит новый премиальный экономический класс, сократив количество доступных мест с 519 до 484.
В настоящее время Emirates планирует вывести из эксплуатации свой флот A380 в середине 2030-х годов. Руководство авиакомпании надеется, что новый Super Jumbo появится раньше, но если этого не произойдет, перевозчик готовится к операциям без столь больших самолетов. Emirates заказала 50 меньших по размеру и более экономичных самолетов Airbus A350, чтобы заполнить нишу, которая откроется после вывода из эксплуатации самолетов A380. Авиакомпания также заказала преемника популярного B777-300ER, B777X, но Boeing время от времени откладывает дату сертификации. В настоящее время первая поставка нового Boeing запланирована не ранее 2025 года. В настоящее время у авиакомпании также имеется большой парк самолетов Boeing 777-300ER. К сожалению для авиакомпании, ни A350, ни B777 не могут конкурировать с A380 по количеству предлагаемых мест.
Коронавирус убил A380
Создание очень большого двухэтажного самолета был мечтой нескольких производителей в отрасли. Частично их выполнил только Airbus, подарив авиации машину А380-800. Эту мечту удалось осуществить только технически, а коммерчески она оказалась провальной. Как показывают события 2019 года, коронавирус убил все надежды на успех программы.
Ровно 243 самолета A380 сошли с конвейера окончательной сборки с тех пор, как Super Jumbo был впервые поставлен в Singapore Airlines в 2007 году. Крупнейшим пользователем А380 является компания Emirates, у которой 118 таких машин, за ней следуют Singapore Airlines (24), Lufthansa (14), British Airways (12), Qantas (12), Air France (10), Etihad (10), Korean Air (10), Qatar Airways (10), Asiana (6), Malaysian (6), Thai Airways (6), China Southern (5) и ANA (3).
Безусловно, и время появления А380 не располагало к покупке самолета стоимостью почти пол миллиарда долларов США. Когда в 2007 году огромный самолет наконец вышел на рынок, грянул глобальный финансовый кризис, который сказался в 2008 и 2009 годах. Цена на сырую нефть взлетела на десятки процентов, а доходы потенциальных пассажиров значительно упали, что сделало продажи А380 очень вялыми.
В начале своей авиационной карьеры А380 не имел возможности летать во многие аэропорты. Он обслуживался всего в десятке или около того портов по всему миру, которым пришлось вложиться в специальные двухэтажные рукава, а также выделить для этого гиганта большие парковочные места.
Некоторые из них построили специальные части терминала, подготовленные только для A380. Так что теперь неудивительно, что руководители авиакомпаний и аэропортов ищут гарантии того, что Airbus будет обслуживать и поддерживать эксплуатантов A380 запчастями в течение многих лет. Многие авиакомпании и аэропорты инвестировали в A380 как в свой флагманский самолет, поэтому теперь им нужно подтверждение того, что они не останутся с инфраструктурой, которая больше никому не будет нужна. Поэтому Airbus пообещал на своей последней ежегодной конференции, что будет поддерживать всех перевозчиков, использующих A380, до тех пор, пока последний не будет выведен из эксплуатации.
Emirates по-прежнему получает прибыль от своих А380? Судя по всему да, хотя мнения разделились, но сигнала от правления о том, что хотели бы вывести часть парка А380 по финансовым причинам, нет. “Это самолет, который наводит ужас на некоторых финансовых директоров авиакомпаний (включая Emirates); риск не продать столько мест просто слишком высок – такое мнение можно было услышать за кулисами конференции, прошедшей в четверг в Тулузе. Вот почему такая авиакомпания, как Emirates, также имеет свои пределы роста, и этот пузырь должен был когда-нибудь лопнуть. A380 просто нельзя использовать на маршруте Дубай-Браззавиль или Новосибирск-Атырау. Когда у Emirates не хватило места для роста с A380, им пришлось отменить большую часть своего заказа Super Jumbo.
Несбывшиеся мечты об A380neo и A380plus
Стоит добавить, что некоторое время также ходили разговоры о возможности производства A380neo (с новым вариантом двигателя), но этого так и не произошло. Хотя это решение было принято европейской компанией для других моделей A320neo или A330neo. Представители Airbus подчеркнули, что A380neo будет производиться только тогда, когда на то будут серьезные деловые причины, поскольку новые двигатели должны быть гораздо более эффективными. Самолет просто должен был бы приносить прибыль не только в долгосрочной, но и в краткосрочной и среднесрочной перспективе. До сих пор Emirates была единственным перевозчиком, который обратился к Airbus за версией с новыми двигателями. Однако это предложение к не поддержал ни один другой пользователь Super Jumbo. В то же время производители двигателей, обещавшие Airbus десятилетие непревзойденной производительности с новыми двигателями для SuperJumbo, еще больше побаловали себя новыми двигателями для новых поколений двухмоторных самолетов, напрямую конкурирующих с A380.
Программа A380plus, анонсированная на Парижском авиасалоне 2017 года, была меньшим шагом, чем обновление до варианта neo с новыми двигателями и значительными изменениями конструкции, постулируемое некоторыми потенциальными клиентами Airbus. Производитель, в свою очередь, был уверен, что версия «плюс», в т.ч. благодаря примерно 13 процентам топливно экономии найдет покупателей по более низкой удельной стоимости, чем текущий вариант. Наиболее заметным изменением в A380plus были более крупные винглеты, которые представляют собой изогнутые законцовки крыла, повышающие аэродинамическую эффективность и, следовательно, снижающие расход топлива. В модернизированном Super Jumbo они будут иметь высоту 4,7 м, в том числе 3,5 м над крылом и 1,2 м внизу. В общей сложности это почти на 3 м больше, чем у используемых в настоящее время винглетов. Вместе с другими изменениями формы крыла новые винглеты должны были снизить расход топлива на 4 проц. по сравнению с нынешней моделью A380.
Также предполагалось, что A380plus получит салон, оптимизированный с точки зрения обслуживания и вместимости. Airbus представил эти изменения уже в апреле — они позволят увеличить максимальную пассажировместимость еще на 80 кресел за счет использования более узкой лестницы в задней части салона, переноса передней лестницы и увеличения количества мест в ряду на 11 в эконом-классе и на девять – в премиум-эконом-классе. Максимальный взлетный вес самолета (MTOW) должен был быть увеличен на 3 тонны до 578 тонн, что могло бы сохранить текущую дальность полета, несмотря на увеличение количества пассажиров. В качестве альтернативы авиакомпании могли сохранить текущее количество мест, но увеличить дальность полета самолета на 300 морских миль.
Андрей Бочкарев