Эволюция кокпита самолетов с 1949 по 2020 год

Кокпит самолета, обычно называемый кабиной пилотов, всегда вызывал любопытство пассажиров из-за его бесконечного количнства кнопок, “часов” и циферблатов в целом. Для пилотов он яляется, как говорят многие, основным рабочим офисом.

Оборудование кабины Tbm 940 позволяет совершать аварийную посадку без участия пилота

Оборудование кабины Tbm 940 позволяет совершать аварийную посадку без участия пилота


de Havilland Comet I

de Havilland Comet I

de Havilland Comet I

Обратите внимание, что панель первого поколения реактивных самолетов была довольно упрощенной.

Boeing 707

Boeing 707

Boeing 707

В центре экран метеорологического радара, который в то время стал беспрецедентным шагом в повышении уровня безопасности полетов.

Lockheed L-188 Electra

Lockheed L-188 Electra

Lockheed L-188 Electra

Это кабина знаменитой Electra II, которая вошла в историю как основной самолет компании Varig.

Boeing 737-200

Boeing 737-200

Boeing 737-200

Дизайн кабины 737 был эволюцией кокпита своего предшественника – B707, выпущенного десятилетием ранее. Любопытно, что overhead (кнопки на потолке) в 737 MAX в основном не изменились.

Boeing 747-100

Boeing 747-100

Boeing 747-100

Jumbo Jet был одним из самых сложных самолетов своего времени, но он представил ряд усовершенствований по сравнению со своими предшественниками, таких как всего три члена экипажа. Штурман и радист больше не присутствовали.

Concorde

Concorde

Concorde

Современник 747-го Concorde тогда конкурировал с Jumbo Jet в престижности благодаря его скорости, вдвое превышающей скорость звука. Его кабина была довольно продвинутой и даже имела систему дистанционного управления полетом, хотя и очень ограниченную функционально.

Airbus A300

Airbus A300

Airbus A300

Airbus A300 произвел революцию в воздушном транспорте, предлагая большие возможности на средних расстояниях, способствуя увеличению объема авиаперевозок. По тем временам его кабина пилотов была самой современной, поскольку положило начало внедрению электроники, которая с тех пор постоянно присутствует в проектах Airbus.

Boeing 747-400

Boeing 747-400

Boeing 747-400

В 1988 году Boeing выпустил второе поколение 747, которое отличается рядом улучшений, добавленных к серии -300, со все более и более современным glass cockpit в буквальном смысле. В кабине исчезло кресло бортинженера, остались места только для командира и второго пилота. Сравните с 747-100 и отметьте разницу в 20-летнем периоде.

Airbus A340

Airbus A340

Airbus A340

A340 продолжил усовершенствование кабины. В дополнение к цифровой авионике в самолете была применена система управления полетом, которая уже присутствовала в A320, запущенном несколькими месяцами ранее. В первую очередь исчезла громоздкая штурвальная колонка, управление с тех пор осуществляется боковой ручкой, а электронная система не позволяет пилоту совершать грубые ошибки.

Bombardier Global

Bombardier Global

Bombardier Global

Global продвинулся в автоматизации кабины с расширенными возможностями пилотирования, увеличенными размерами дисплеев и более эргономичным дизайном органов управления.

Cessna Citation Encore

Cessna Citation Encore

Cessna Citation Encore

Обратите внимание, что даже резервные инструменты уже не являются аналоговыми, в салоне начали безраздельно царить цифровые системы. Жидкокристаллические дисплеи с более высоким разрешением (LCD) теперь стали стандартным оборудованием.

Airbus A380

Airbus A380

Airbus A380

Гигантский А380, рассчитанный на перевозку до 800 пассажиров, совершил новый технологический скачок. Новые экраны, которые отображают данные из аэропортов, аэронавигационные карты, контрольный список и многое другое. Столик, установленный перед пилотами, получил клавиатуру, что помогло снизить нагрузку.

Boeing 787 Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner

Даже несмотря на наличие больших экранов, появились нашлемные дисплеи, аналогичные тем, которые применяются на истребителях и отображают наиболее важные данные о полете (скорость, высота, курс и т. Д.). Boeing позиционирует 787 как свою первую моделью с широким использованием проводной связи, расширяя то, что было применено к 777.

Embraer Praetor 600

Embraer Praetor 600

Embraer Praetor 600

Новые комплекты авионики объединяют основные данные на экране в ясной и удобной для восприятия форме, позволяя пилотам в нужный момент обратить внимание на то, что на данном этапе полета представляет наибольшую важность. Внешний вид кабины улучшен благодаря большей эргономике и еще более простому и интуитивно понятному интерфейсу.

Dassaul Falcon 8X

Dassaul Falcon 8X

Dassaul Falcon 8X

Комплекты авионики становятся все более продвинутыми и сложными, что позволяет использовать множество приложений и решений. Платформа Honeywell Primus Epic была широко адаптирована Dassault для создания EASy III, используемого в Falcon 8X. Этот же набор является основой Gulfstream Symmetry, используемой в G600 (фото ниже). Сравните две фотографии и посмотрите, как каждый производитель включил систему в свои самолеты.

Gulfstream G600

Gulfstream G600

Gulfstream G600

На фото ниже показана панель приборов G600, на которой установлены три сенсорных экрана. А теперь вернитесь к фотографиям выше и посмотрите, как выглядела приборная панель первых поколений реактивных самолетов.

Андрей Бочкарев