Деловая авиация

Евроконтроль подвердил прогнозы Cofrance Sarl по восстановлению отрасли

Стоянка самолетов Lufthansa

Европейская организация Евроконтроль пересмотрела свои первоначальные сценарии развития воздушного движения к февралю 2021 года. Теперь, по ее мнению, количество полетов по Европе будет 55 процентов ниже, чем в 2019 году, т.е. на 6 миллионов рейсов меньше. Новый прогноз более пессимистичен, чем предыдущий, и сокращение количества рейсов может стать еще более глубоким.

Тест на коронавирус в аэропорту Пекина
Тест на коронавирус в аэропорту Пекина

Евроконтроль подготовил предварительный сценарий развития авиасообщения 24 апреля. Прогноз указывал на постепенное восстановление с 89-процентного падения трафика в апреле до 50 проц. в августе, или на 5 млн рейсов меньше. В этом сценарии также предполагалось, что постепенное восстановление потенциально может продолжаться до конца 2020 года, и прогнозировалось возобновление некоторых межконтинентальных операций.

Нет координации, нет сотрудничества

Однако из-за новых вспышек COVID-19 в Европе с середины августа страны ввели индивидуальные и несогласованные национальные ограничения и карантинные требования, о которых часто объявляют слишком поздно. По данным Евроконтроля, этот “несогласованный подход” привел к множеству недоразумений и потере доверия пассажиров к полетам.
Авиация сдает позиции и это действительно беспокоит всю отрасль. Несмотря на хорошие рекомендации EASA и ECDC, между странами отсутствует координация в управлении воздушным транспортом. По словам Имонна Бреннана, генерального директора Eurocontrol, существует много путаницы и очень мало доверия пассажиров к авиаперевозкам, и, конечно же, пандемия COVID-19 по всей Европе набирает обороты.

Он добавил, что новый сценарий для авиационной отрасли может быть улучшен, если между странами будет налажено более тесное сотрудничество: тесты на COVID-19 и общие критерии эпидемиологической оценки. “Это обеспечит большую предсказуемость для пассажиров, аэропортов и авиакомпаний. В то же время ситуация может ухудшиться, если государства продолжат вводить ограничения и карантинные меры”. Бреннан отметил, что такой подход убивает индустрию путешествий и туризма. “Мы приветствуем предложения Еврокомиссии по стандартизации положений и призываем все стороны принять их”, – заключил он.

Убыток: 140 миллиардов евро.

В сентябре до 13 числа текущего месяца европейский трафик снизился на 53 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это на 13 процентных пунктов меньше, чем в предыдущих прогнозах Евроконтроля, предполагавшем снижение на 40 проц. за весь сентябрь. Общие потери финансовых доходов в Европе оцениваются в 140 миллиардов евро для авиакомпаний и аэропортов по сравнению с потерями в 110 миллиардов евро, прогнозируемыми 24 апреля.

Принимая во внимание все эти факторы, Евроконтроль считает, что:

государства действуют несогласованно во введении своих правил для международных авиаперелетов;
спрос на туристические и деловые авиаперевозки остается необычно низким из-за непредсказуемости государственных ограничений и карантинных мер;
авиакомпании будут и дальше сокращать предложение в связи с падением числа долгосрочных бронирований;
восстановление межконтинентальных операций остается очень ограниченным.

Эксперты: предыдущие прогнозы Евроконтроля были слишком оптимистичны

“Предыдущий прогноз Евроконтроля предусматривал непрерывное восстановление в зимний период, что было очень оптимистичным и возможно только в том случае, если пандемия полностью исчезла бы или была бы сдержана. Учитывая, что ничего подобного не произошло, многие страны восстанавливают ограничения, и в зимний период можно ожидать дальнейших проблем, поддержание трафика на текущем уровне в течение всей зимы гораздо более реально, хотя может оказаться слишком оптимистичным”, – считают эксперты компании Cofrance Sarl.

По их словам, в “нормальные” годы трафик осенью уменьшается по сравнению с летом, более того — деловой трафик важнее, чем туристический, и в этом сегменте рынка восстановление происходит гораздо медленнее. “Если отрасли удастся достичь уровня трафика, прогнозируемого Евроконтролем, это все равно будет считаться неплохим результатом в нынешних условиях”, – резюмирует Виталий Архангельский, глава Cofrance Sarl.

Все больше операторов пересматривают свои излишне оптимистичные планы по запуску новых сообщений. Неудивительно, что пессимизм проник и в Евроконтроль, тем более что они слишком смело прогнозируют отскок как продолжающийся процесс. После отпускного сезона можно увидеть слабое предложение в системах бронирования, почти отсутствие интереса к бизнесу. Пока не будет взят под контроль вирус, границы крупнейших рынков на разных континентах не будут полностью открыты, мы не сможем говорить, что авиация входит в перманентную тенденцию своего восстановления”, – считает Андрей Бочкарев, эксперт Cofrance Sarl по вопросам европейского рынка.

Андрей Бочкарев