Евроконтроль сделал три прогноза восстановления воздушного движения. Все плохие

После террористических атак на Всемирный Торговый Центр 11 сентября авиация восстановилась менее чем за 1,5 года, а после большого финансового кризиса почти за восемь лет. Сколько времени займет процесс восстановления после завершения пандемии коронавируса SARS-CoV-2? Наихудший сценарий в исследовании Евроконтроля заключается в том, что он не вернется к значениям 2019 года в течение 10 лет.

Объем воздушного движения на Старом континенте с января по октябрь этого года снизился на 54 процента по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года. Увеличение происходит в основном за счет Германии, Франции и Нидерландов.

Однако наименее затронутой в этом отношении европейской страной является Норвегия, которая пережила сильное оживление во внутреннем воздушном движении. Большие расстояния между крупнейшими городами, суровый климат и сложная местность не позволяют легко выбрать другой вид транспорта. Передвижению по воздуху способствует несколько десятков портов, расположенных даже на небольших островах и вдоль береговой линии страны протяженностью более 20 тысяч км.
С другой стороны, больше всего пострадали в этом году Израиль и Армения: с марта объем авиаперевозок сократился более чем на 80 проц. Ситуация усугубляется продолжением правительственных ограничений, что приведет к еще более слабым прогнозам на зимний сезон.

Евроконтроль предположил три возможных сценария процесса восстановления с учетом всех возможных рисков и их последствий, таких как: сила и продолжительность ограничений, доступность и распространение вакцин, влияние на мировую экономику — от быстрого восстановления до финансового кризиса, возможных диспропорций в государственной помощи и риска банкротств. В авиационной отрасли — потенциальное снижение спроса на полеты не только среди деловых людей, но и туристов.

Сценарий 1 – вакцина летом 2021 г.

Процесс продления завершится в 2024 году. Все благодаря достаточному количеству доступных тестовых точек и относительно высокой уверенности пассажиров в полетах. Некоторые из них, конечно, останутся менее охотными к путешествиям, особенно пенсионеры и бизнес-клиенты, которые сейчас все больше предпочитают деловую аваиацию или покупают частные самолеты.

Авиакомпании, особенно низкобюджетные перевозчики, когда спрос вернется, при разумных вложениях смогут повторно нанять людей, которые ранее потеряли работу во время пандемии. Некоторые дальнемагистральные маршруты, то есть трансатлантический маршрут в Канаду и США в первую очередь, будут возобновлены раньше других.

Сценарий 2 – вакцина летом 2022 г.

В этом случае процесс продления завершится в 2026 году. Как и в первом сценарии, учитывались достаточное количество доступных контрольных точек и относительно высокая уверенность пассажиров в полетах. Некоторые из них, однако, по-прежнему будут более осторожны, особенно пенсионеры.
Также предполагалось, что, в частности, лоукостеры, когда спрос вернется, при разумных инвестициях смогут повторно нанять людей, которые ранее потеряли работу во время пандемии. Некоторые дальнемагистральные маршруты, то есть трансатлантические маршруты в Канаду и США в первую очередь, будут возобновлены раньше других.

Сценарий 3 – нет эффективной вакцины

Процесс продления завершится не раньше 2029 года. Постоянно высокий уровень инфицирования приведет к снижению доверия пассажиров к полетам, несмотря на широкую доступность вакцины, которая, однако, не гарантирует полностью безопасного путешествия.

Все авиакомпании столкнутся с еще большими трудностями в связи с последовательными волнами пандемии, которые, как правило, не будут происходить в одно и то же время в каждой стране. Это повысит непредсказуемость всей отрасли, которая будет по-прежнему подвергаться разрозненным правительственным ограничениям, что, в свою очередь, снизит возможность планирования более надежных сетей маршрутов. Спрос на авиабилеты достигнет максимум 70 процентов от уровня 2019 года. Страх заражения и систематическое снижение уверенности в отношении авиаперелетов сохранится даже среди пассажиров, ищущих досуг.

В резюме исследования Евроконтроль также выделяет дополнительные риски, такие как неожиданная отмена маршрутов между перевозчиками, чье сетевое планирование будет менее предсказуемым и хаотичным. Авиакомпании не будут полагаться на прогнозы. Кризис, вызванный вирусом COVID-19, поразил большинство национальных экономик, которые останутся хрупкими даже в процессе восстановления. Однако Brexit не должен вызывать дополнительных трудностей, и сообщение с Британскими островами останется на стабильном уровне после переходного периода.

Андрей Бочкарев