Авиакомпания «Победа» не будет летать в Минск

Европейские арендодатели потеряли надежду вернуть свои самолеты из России

Ирландская лизинговая компания AerCap попросила страховщиков выплатить 3,5 миллиарда долларов за оставшиеся в России самолеты и комплектующие к ним.

До введения санкций против российской авиации AerCap сдавала в аренду перевозчикам из  России 135 самолетов и 14 двигателей. И как сказал генеральный директор AerCap Энгус Келли, его компании удалось вернуть только 22 самолета и три двигателя.

«В результате обширных санкций против России со стороны многих правительств лизинговым компаниям авиакомпаний, которые ведут бизнес в Европейском союзе, США и многих других странах, запрещено поставлять самолеты и запчасти к ним. Именно поэтому AerCap расторгла все лизинговые контракты, которые у нас были с российскими компаниями. В то же время мы решили предпринять активные меры, чтобы вернуть нашу собственность», — сказал Энгус Келли во время презентации результатов за 2021 финансовый год.

На российский бизнес AerCap приходится 3,5 процента  всех доходов этой компании и она получала от этой деятельности всего 33 миллиона долларов в месяц. AerCap сообщила о прибыли в размере 1 миллиарда долларов в 2021 году по сравнению с убытком в размере 295 миллионов долларов  в 2020 году.

Финансовый вице-президент AerCap Питер Юхас признал, что российские авиакомпании продолжали использовать незаконно захваченные машины для пассажирских рейсов.  «Мы делаем все возможное, чтобы вывести нашу собственность из России. Однако мы не уверены, удастся ли это сделать. Но мы будем использовать все средства, разрешенные законом», — сказал Петер Юхас. Он добавил, что у его компании не было проблем с возвратом самолетов, которые находились в парке украинских перевозчиков.

Однако с возвратом конфискованных россиянами машин возникнут серьезные проблемы, так как большинство из них уже перерегистрировано и внесено в госреестр. «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», только что объявила, что располагает в своем парке 125 такими машинами, но не все они принадлежат AerCap.

«Чтобы свести к минимуму риск прерывания авиаперевозок во время зарубежных рейсов, мы будем использовать только машины, зарегистрированные в России и арендованные у российских компаний», — говорится на сайте перевозчика. «Россия» уже использует злополучные SSJ-100   и вот-вот станет первым пользователем «Иркута МС-21». Но в ее парк также входят Airbus из семейства A320, Boeing 737, 747 и 777. Большинство из них зарегистрированы в Ирландии и на Бермудских островах. В этих странах они теряли сертификаты безопасности, т.е. были признаны негодными к полетам.

При этом россияне следят за тем, чтобы все операции по смене регистрации проводились в соответствии с российским законодательством, а в скором времени у них также будут национальные сертификаты, позволяющие вести нормальную работу. Интересно, что российские перевозчики намерены и дальше расширять парк за счет иностранных машин. Поскольку рассчитывать на прибыльность при эксплуатации отечественных не приходится.  Но пока они не говорят, где собираются их получить.

Центры  обслуживания Boeing и Airbus в Санкт-Петербурге  уже получили полномочия на ремонт и техосмотр техники западных производителей от регулятора российского авиационного рынка –  Росавиации. Однако неизвестно, откуда возьмутся запчасти. Единственным надежным источником для русских на данный момент является их разборка  машин, выведенных из эксплуатации. Это уже делает еще один перевозчик из группы «Аэрофлот» — лоукостер «Победа».

Андрей Бочкарев