Летающая лаборатория Lufthansa A350 CARIBIC

Европейские авиакомпании и аэропорты выступили против экологических инициатив Евросоюза

Руководители флагманской немецкой авиакомпании Lufthansa и узловых аэропортов авиакомпании во Франкфурте и Мюнхене выразили обеспокоенность тем, что введение европейского налога на топливо, расширение использования экологически чистого авиационного топлива и ужесточение торговли квотами на выбросы поставят авиационных операторов ЕС в неблагоприятное положение.

Хотя Lufthansa в целом поддерживает климатическую повестку ЕС, ее призыв направлен на предотвращение несправедливого преимущества перевозчиков, не имеющих европейской прописки. Помимо экономических последствий, создание неравных условий для авиакомпаний и аэропортов внутри и за пределами ЕС может привести к так называемой    утечке углерода (выбросы углекислого газа из одной страны в другую). Об этом сообщили три основных представителя авиационной отрасли  Германии.

Утечка углерода происходит, когда в результате введения в одной стране ограничительной климатической политики, ограничивающей выбросы углекислого газа, энергоемкие промышленные производства переносятся в страны, где ограничений нет или они менее затратны. В результате глобальные выбросы CO2 не уменьшаются, а могут даже увеличиваться, если на новом предприятии используются методы производства, при которых выделяется больше CO2 на тонну продукта.

Авиация  в условиях “Fit for 55”

Согласно климатическому пакету ЕС «Fit for 55», названному в честь цели по сокращению выбросов углекислого газа на 55 процентов к 2030 году,  Брюссель намерен ввести три конкретные меры, которые помогут снизить воздействие авиации на климат. Это введение налога на авиационное топливо, ужесточение торговли выбросами углекислого газа (ETS) и введение мер, стимулирующих н увеличение количества смешивания экологически чистого авиационного топлива (SAF) с  керосином из ископаемых.

Генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор вместе со Стефаном Шульте и Йостом Ламмерсом заявили на пресс-конференции в понедельник, что, хотя они полностью поддерживают амбициозные планы ЕС по уменьшению воздействия авиации на климат, они считают, что запланированные ЕС строгие контрмеры по сокращению выбросов углерода должны быть адаптированы и внедрены с учетом принципов честной конкуренции.

«Не должно быть в интересах ЕС и Европы ставить европейскую авиацию в невыгодное положение в рамках  Fit for 55, тем самым ослабляя ее международную конкурентоспособность. Выбросы авиационного углерода будут смещены, а не сокращены благодаря мерам, запланированным в настоящее время. В результате Европа станет более зависимой от третьих стран в транспортной политике», — сказал Карстен Шпор, генеральный директор Lufthansa Group.

Изменения в торговле квотами на выбросы

Между тем, мандат на объединение ETS и SAF сталкивается с менее сильным сопротивлением со стороны трех перевозчиков  Германии. Система торговли выбросами ЕС была запущена в 2005 году. Если все пакетные предложения Fit for 55 будут приняты, 75 процентов выбросы в Европейском союзе будут оплачиваться из системы торговли квотами.

В случае авиации корректировки ETS означают поэтапную отмену бесплатных надбавок, предоставляемых эксплуатантам воздушных судов. С 2024 по 2026 год она составит 25  и 50 процентов соответственно. Между тем, с 2027 года система торговли квотами на выбросы будет полностью упразднена. EU ETS будет по-прежнему применяться к рейсам в пределах Европейской экономической зоны, а также к рейсам в Великобританию и Швейцарию. Все другие международные авиаперевозки должны будут компенсироваться через систему CORSIA, которая представляет собой программу компенсации и сокращения выбросов углекислого газа в международной авиации.

Программа, разработанная Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), была принята в октябре 2016 года. Его целью является достижение углеродно-нейтрального роста с 2020 года. CORSIA использует рыночные инструменты экологической политики для компенсации выбросов углерода. Эксплуатантам воздушных судов приходится покупать углеродные кредиты на специально созданном углеродном рынке. В 2021-2027 годах участие в системе является добровольным для всех государств-членов ООН.

Смешивание экологичного топлива

Что касается устойчивого авиационного топлива (SAF), предложение ReFuelEU требует, чтобы поставщики топлива смешивали авиационный керосин с экологически чистым топливом. В 2025 году  доля последнего должна составлять два процента. Затем это число увеличится до 5 проц.  в 2030 году быстро вырасти до 32 проц. к 2040 году и до 63 проц. в 2050 году. Закон также допускает использование т.н. электронное топливо.

Синтетическое топливо, электронное топливо или топливо, преобразующее энергию в жидкость (PtL), — это топливо, изготовленное из возобновляемых источников, отличных от биомассы, таких как энергия ветра и солнца. Возобновляемая энергия и вода используются в электролизере для производства водорода, который затем синтезируется из диоксида углерода в синтетический газ. Полученный  газ затем перерабатывается в топливо.

Йост Ламмерс, генеральный менеджер аэропорта Мюнхена, считает, что это более эффективные инструменты, чем введение налога на обычное авиационное топливо.  «Нам нужна справедливая и эффективная климатическая политика, которая не поставит европейские авиакомпании в худшее положение, чем их конкуренты. Один только налог на керосин не экономит ни грамма CO2. Тем не менее по словам Ламмерса, торговля квотами на выбросы и должным образом реализованный мандат на смешивание SAF являются и остаются эффективными инструментами в желанной декарбонизации авиации», — сказал Ламмерс.

Окончание освобождения от налога на топливо

Европейская авиация по-прежнему пользуется освобождением от налога на авиационное топливо. Пакет «Fit for 55» предлагает изменить это путем постепенного введения налога на авиационный керосин в зависимости от содержания энергии в течение десятилетнего переходного периода с 2023 года.

IATA уже дала понять, что это может нанести ущерб целям устойчивой авиации, перекладывая выбросы углерода на других операторов, которые могут стать более конкурентоспособными, не принося реальной пользы для климата.

«Да, нам нужно больше усилий и скорости для защиты климата! Вопрос не в том, «если», а в том, «как» проводить амбициозную климатическую политику. Поэтому мы хотим избежать риска утечки углерода и искажения принципов конкуренции. Другими словами, давайте добиваться эффективных действий по борьбе с изменением климата, оставаться на связи и обеспечивать занятость в Европе», — сказал Штефан Шульте, генеральный директор аэропорта Франкфурта и всей компании Fraport.

Андрей Бочкарев