Европейский союз совершает роковую ошибку в отношении авиационной отрасли

Декарбонизация  авиационной отрасли  является императивом, но ЕС совершает ошибку, возлагая на перевозчиков новое финансовое бремя. «Вместо этого  руководство ЕС должны внедрить систему стимулов для производства биотоплива, смешанного с авиационным керосином», — сказал Себастьян Микош, старший вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) во время 4-го Конгресса авиационного рынка.

Причины, по которым организация критикует программу Fit for 55, в основном финансовые. По оценке Микоша, стремление к защите окружающей среды является лишь предлогом для введения целой системы новых налогов и сборов.  «Это типичное решение для политиков: если мы не знаем, что делать – давайте обложим налогом», — сказал он.
Морковь вместо кнута
Представитель IATA раскритиковал сложность программы ЕС и идею введения обязательной смеси биотоплива в авиационное топливо. – Их предложение на рынке сегодня отслеживается. Биотопливо также в четыре раза дороже ископаемого топлива. Многие аэропорты имеют только одного поставщика топлива, который будет устанавливать свою цену на добавку биотоплива, и у портов не будет другого выбора, кроме как покупать его. Однако в конечном итоге счет всегда будет поступать авиакомпаниям, предсказал Микош. Хотя развитие технологий может способствовать увеличению предложения и снижению цен с течением времени, однако, по словам докладчика, неизвестно, какая часть выручки от новых сборов будет фактически направлена ​​на необходимые исследования и разработки.
Заявлению о том, что с линий будут взиматься сборы за выбросы (за счет постепенной отмены бесплатных разрешений), спикер противопоставил подход американской администрации. «Они вводят финансовые стимулы для производства биотоплива. Система налоговых льгот сделает нефтеперерабатывающие заводы гораздо более прибыльными для производства «устойчивого» авиатоплива. Инвестируя в расширение производственных мощностей, НПЗ создадут предложение, которое автоматически снизит цену», — утверждает Микош.
Еще есть время для изменений
Заместитель главы IATA  признал, что биотопливо – лучший известный сегодня метод сокращения выбросов в авиационном секторе. «Сегодня они производятся с использованием как минимум 7 различных технологий, и их внедрение позволит и дальше использовать существующую инфраструктуру распределения и двигатели. «Однако мы негативно оцениваем то, как этот вопрос решается властями ЕС», — подчеркнул представитель IATA. По его словам, есть юридические сомнения. «ЕС добивается того, чтобы все самолеты, летающие в ЕС, подпадали под действие правил Fit for 55. Таким образом, возникает вопрос об обязательствах с другой стороны, поскольку система покупки прав на выбросы ETS была де-факто заблокирована для перевозчиков из-за пределов ЕС.  Они могут сделать вывод, что их самолеты не будут попадать под действия правил», — выразил обеспокоенность Микош.
Микош призвал представителей отрасли задать Европейской комиссии подробные вопросы о влиянии проекта на рынок. «Сейчас для этого есть  еще время. Fit for 55 – это пока предложение, не переведенное в конкретные законодательные акты. Давайте отреагируем на каждый раздел правил, спросив, сколько это будет стоить и как это повлияет на цены на билеты. Как отрасль, мы очень хотим декарбонизации, мы рассматриваем это как экзистенциальную проблему – в противном случае регулирующие органы начнут ограничивать наши возможности по снабжению. Однако мы считаем, что это нужно делать, перескочив в 21 век, а не возвращаясь в 19 век», —   сказал  Микош. Он призвал поддержать разработку новых, «чистых» технологий, таких как электромобильность в авиации, которые, однако, как он сам признал, сегодня во много  находятся на очень ранней стадии развития. В настоящее время декарбонизация включает, например, замену парка самолетов новыми, которые потребляют меньше топлива.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM