FAA разрешило эксплуатацию Boeing 737 MAX

Boeing 737 MAX

С момента «приземления» Boeing 737 MAX, ставшего следствием двух смертельных катастроф, прошло уже почти два года. И FAA[1] снова разрешает эксплуатацию этого самолёта. Об этом американский авиационный регулятор сообщил в заявлении от 18-го ноября. «Разрешение на эксплуатацию было выдано после всестороннего анализа, проводившегося в течение двадцати месяцев», – отмечается в заявлении.

В марте 2019 года все действующие в мире авиационные регуляторы издали запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX. Этому запрету предшествовали две смертельные катастрофы с этим самолётом. В октябре 2018 года потерпел крушение борт, принадлежащий индонезийской авиакомпании Lion Air. Спустя пять месяцев разбился ещё один Boeing 737 MAX. Он принадлежал Ethiopian Airlines. В общей сложности  погибло 346 человек.

18-го ноября директор FAA Стефен Диксон подписал приказ об отмене запрета на эксплуатацию Boeing 737 MAX. Американские авиакомпании снова смогут использовать этот самолёт, как только компания Boeing обновит критическое программное обеспечение и компьютеры на всех Boeing 737 MAX и пилоты пройдут необходимое обучение на авиатренажёрах.

В FAA сообщают, что этот приказ был издан при взаимодействии с другими авиационными регуляторами.

Вслед за этим шагом FAA последовали утомительные слушания в Конгрессе США. На них прозвучала острая критика FAA и Boeing. Конгрессмены осудили FAA за слабый контроль, а Boeing ругали за то, что она поставила прибыль выше безопасности. Именно эти факторы, по мнению конгрессменов, и привели к катастрофам.

Участники расследования, прежде всего, уделили внимание программе предотвращения сваливания. Именно она в обеих катастрофах перевела Boeing 737 MAX в пикирование и помешала пилотам включить ручной режим управления. Было установлено, что причиной неадекватной работы программного оборудования стал датчик скорости, который давал ошибочные показания.

Обновлённое программное обеспечение активизируется уже только при получении сигналов с двух датчиков. Оно больше не будет блокировать переключение управления в ручной режим, и наклонять носовую часть для предотвращения аэродинамического сваливания. .Boeing также установит новые системы отображения для пилотов и изменит способ присоединения расчалки к хвостовому стабилизатору.

В интервью телеканалу CNBC Стефен Диксон заявил, что FAA потребовало внесения изменений в конструкцию Boeing 737 MAX, чтобы избежать повторения катастроф, в которых в общей сложности погибло 346 человек.

Акции Boeing утром 18-го ноября выросли на 3,5% и стоили 217,38 доллара. Это примерно половина исторического максимума в 440,62 долларов, зафиксированного 1-го марта прошлого года, то есть всего лишь за несколько дней до катастрофы в Эфиопии. Но намного больше минимума в 95 долларов, который был установлен сразу же после этого трагического происшествия.

«Мы извлекли уроки из этих событий и внесли изменения в работу нашей компании. Мы уделяем особое внимание безопасности, качеству и объективности», – заявил исполнительный директор компании Boeing Девид Колкухун. Это заявление было сделано в разгар пандемии, которая напугала пассажиров и нанесла сокрушительный удар по всей авиационной отрасли, ограничив возможности компании по восстановлению. В одних лишь США авиаперевозки в годовом отношении сократились на 65%.

Из-за катастроф и пандемии у Boeing объём продаж самолётов резко уменьшился. Более 1 тыс. заказов были отменены или перенесены на другой срок. Каждый самолёт имел ценник от 95 млн. до 135 млн. долларов США.

Профессор аэронавтики Массачусетского технологического института Джон Хэнсмен говорит, что люди обычно избегают летать на самолётах несколько месяцев после каких-либо серьёзных авиационных происшествий. Но случай с Boeing 737 MAX особенный и если бы не новый вирус, то в его салоне он бы чувствовал себя в полной безопасности.  «Boeing 737 MAX самый надёжный из самолётов», – утверждает он.

American Airlines – единственная американская авиакомпания, которая уже вернула в своё расписание самолёты Boeing 737 MAX. С 29-го декабря один из них будет обслуживать ежедневный маршрут между Нью-Йорком и Майами. Авиакомпания United Airlines планирует начать эксплуатацию Boeing 737 MAX с начала следующего года. Что касается Southwest Airlines, то она собирается возобновить эксплуатации Boeing 737 MAX не раньше второго квартала следующего года.

Некоторые группы защиты прав потребителей требуют от авиакомпаний  предоставлять полную информацию о том, какой рейс будет обслуживаться Boeing 737 MAX. Но такая информация уже есть на их сайтах. Правда, во-первых, пассажирам нужно знать куда кликнуть, и во-вторых, такая информация может измениться в самый последний момент.

До запрета в мире в общей сложности эксплуатировалось 400 единиц Boeing 737MAX . С тех пор Boeing построила ещё 450 машин этой модели. Все они пройдут перед полётом техническое обслуживание.

Пилоты пройдут обучение на авиатренажёрах, которое до трагических происшествий не требовалось. Джон Хэнсмен говорит, что обучение 737 пилотов не отнимет много времени, поскольку компания уже устранила проблемы в программном обеспечении.

Родственники людей, погибших в катастрофах, не уверены в безопасности Boeing 737 MAX. Они обвиняют компанию в том, что она скрыла от FAA критические характеристики его конструкции.

«Людям следует избегать Boeing 737 MAX», – говорит Микаэль Штумо, у которого во второй катастрофе погибла 24-летняя дочь, – «Поменяйте рейс. Этот самолёт до сих пор опасней, чем другие».

Из-за катастроф репутация компании серьёзно пострадала. Занимавший в то время пост исполнительного директора компании Денис Мюленбург изначально предположил, что виноваты иностранные пилоты. Однако участники расследования опубликовали один из анализов, проведённых после первой катастрофы. В нём говорится, что из-за некорректно работающего программного обеспечения в течение эксплуатационного цикла самолёта

могло произойти пятнадцать аварий.

После расследования, продолжавшегося больше восемнадцати месяцев, Транспортный комитет Конгресса просто засыпал обвинениями Boeing, от которой ранее требовали как можно быстрее построить самолёт способный конкурировать с Airbus. Транспортный комитет обвинил и FAA. Она последняя из регуляторов «приземлила» Boeing 737.

Участники расследования утверждают, что Boeing пострадала из-за того, что она замалчивала проблемы и оказывала давление на инженеров, которые выполняли на заводе поручения FAA.

Стефен Джонсок, которого назначили исполнительным директором Boeing, раньше был лётчиком ВВС США, а затем работал пилотом в авиакомпании Delta Airlines, где он пилотировал, в том числе, и Boeing 737 MAX до его «приземления».

В EASA[2] говорят, что для выдачи разрешения на эксплуатацию Boeing 737 MAX потребуются публичные слушания и обещают снять запрет в следующем году. При этом европейский авиационный регулятор отмечает, что некоторые государства-члены Европейского союза должны будут также снять свои ограничения на эксплуатацию этого самолёта.

Родственники и юристы говорят, что ещё рано возобновлять эксплуатацию самолёта. С их слов, FAA и Boeing скрывают важные документы. Житель Джакарты (Индонезия) Антон Захади, потерявший в авиакатастрофе с самолётом Lion Air двух братьев: «Расследование ещё не завершено. Как может этот самолёт уже начинать летать?»

Гражданка Ирландии Найосе Райан, у которой погиб муж в катастрофе в Эфиопии: «Самолёт разбился из-за того, что компания не думала о безопасности».

[1] Federal Aviation Administration – Федеральное управление гражданской авиации (США).

[2] European Aviation Safety Authority – Европейское агентство авиационной безопасности.

Деловая авиация AVIAV TM