Boeing 737 MAX

FAA вынесло решение по результатам сертификации Boeing 737 MAX

Группа специалистов, представляющих инженеров по безопасности полетов Федерального управления гражданской авиации (FAA), которое сертифицирует новые самолеты, призвала Boeing внести существенные изменения в системы оповещения экипажа 737 MAX. Это условие для того, чтобы самолет снова мог обслуживать пассажиров.

Заземленные MAX на парковке
Заземленные MAX на парковке

Технические эксперты регулирующего органа США утверждают, что исправления системы управления полетом, которая привела к авариям машин, принадлежащих авиакомпаниям Lion Air и Ethiopian Airlines, недостаточно, и чикагскому производителю также необходимо устранить причины серьезного замешательства, произошедшего в кабинах обоих самолетов в чрезвычайных ситуациях.

BALPA требует новой сертификаций

Изменения, предложенные FAA, должны стать эффективным элементом, обеспечивающим безопасный возврат машин 737 MAX в эксплуатацию. Небольшие исправления были также предложены союзом пилотов крупных авиакомпаний Северной Америки.
BALPA (British Airline Pilots Association), представляющая более 1000 пилотов в Великобритании, была более критичной в этом вопросе, настаивая на том, чтобы 737 MAX был сертифицирован как полностью новая конструкция и приведен ко всем текущим требованиям. Boeing возражал против такого варианта, аргументируя это в FAA тем, что самолет не должен соответствовать последним требованиям сертификации для реализации системы, которая предупреждениями в кабине сообщает пилотам, что что-то идет не так. Однако несколько сигналов, отправленных одним неисправным датчиком, отвлекали и сбивали с толку пилотов во время крушения авиалайнеров авиакомпаний Lion Air и Ethiopian Airlines. Тогда погибли 346 человек.

В начале августа FAA опубликовало список окончательных изменений в конструкции повторно сертифицированной машины и запросило отзывы общественности. Срок подачи таких комментариев закончился в прошлый понедельник.

Национальная ассоциация авиадиспетчеров (NATCA), представляющая около 700 технических экспертов по сертификации воздушных судов для FAA, рекомендовала ряд дополнительных изменений. Необходимые корректировки программного обеспечения помогут исправить систему управления полетом MCAS (Maneuvering Character Augmentation System), которая дважды неправильно активировалась во время аварий самолетов Lion Air и Ethiopian Airlines. Также необходимы исправления в прокладке некоторых кабельных компонентов, чтобы обеспечить надлежащее разделение проводов управления оконченными устройствами. Предлагаемые основные изменения в приборных дисплеях самолета, обновление которых будет длительным и дорогостоящим (оценивается в 10 миллиардов долларов) и, таким образом, приведет к более длительному обучению пилотов новым системам, вероятно, еще больше задержат возвращение 737 MAX в небо. Чикагский производитель надеялся, что это произойдет к концу этого года.

Предупреждения, отвлекающие пилотов

“Финансовый ущерб от двух аварий, которые привели к приостановке эксплуатации самолетов 737 MAX по всему миру, составил более 10 миллиардов долларов”, – говорит Кертис Эубанк из NATCA, который указывает на то, что непрерывные и громкие предупреждения, наряду с вибрацией панели управления, указывающей возможность сваливания самолета может сильно отвлекать пилотов. На ту же проблему ранее указывало агентство Transport Canada, которое попросило Boeing исправить ее в этом отношении. Представитель NATCA напомнил по этому поводу о катастрофах Birgenair и AeroPeru с машинами версии 757 в 1996 году, которые также были вызваны противоречивыми сигналами предупреждения. Старые самолеты Boeing больше не производятся, но у них была система сигнализации, аналогичная 737 MAX. “Основываясь на истории четырех трагических аварий за последние 24 года, необходимо модернизировать схему оповещения”, – сказал Эубанк. “Если автоматика реагирует на ошибочные данные и берет на себя управление экипажем, безопасность не может быть гарантирована. 737 MAX в некоторых ситуациях работает с меньшим запасом прочности по сравнению с другими самолетами”, – добавил представитель NATCA.

Свою позицию выразила также ALPA (Air Line Pilots Association), представляющая более 63000 пилотов 35 американских и канадских авиакомпаний. “Предлагаемые контрмеры направлены на решение проблем, выявленных в MCAS. Улучшенная подготовка позволит экипажам 737 MAX быстро реагировать на различные сценарии”, – подчеркивается в опубликованном заявлении. Однако предложения ALPA далеки от реализации изменений, предложенных NATCA. BALPA, однако, не рассматривает никаких исправлений, обвиняя FAA в ошибках во время первого процесса сертификации версии 737 MAX. Союз британских пилотов требует, чтобы продукт авиастроительной компании из Чикаго рассматривался как совершенно новый, который должен отвечать всем последним требованиям.

“Boeing никогда не должен использовать программное обеспечение MCAS для коррекции полета. Такие недостатки не следует скрывать. Все будущие значительные изменения в конструкции самолета должны быть сертифицированы как новая версия, требующая соответствующего уровня подготовки пилотов”, – считает BALPA.

Андрей Бочкарев