Boeing 787 Dreamliner

Федеральное авиационное управление США уведомило Boeing, что оно проверит каждый производимый B787

Федеральное авиационное управление США (FAA) во вторник  проинформировало концерн Boeing, что, когда оно окончательно одобрит возобновление поставок B787,то самостоятельно  проведет заключительные проверки каждого вновь произведенного самолета, прежде чем выдавать сертификат летной годности, позволяющий самолету перевозить пассажиров. В прошлом Boeing имел право выдавать собственные сертификаты летной годности для новых самолетов. Это характерно для многих производителей самолетов, поскольку окончательная сертификация обычно делегируется им. Однако из-за производственных проблем в Boeing,  выявленных FAA в последние месяцы, полномочия, которые когда-то получил производитель, будут у него отняты.

«Это позволит агентству подтвердить эффективность мер, предпринятых Boeing для улучшения производственного процесса 787», — говорится в заявлении FAA. Последний шаг означает, что 787 будет сертифицирован как годный к полетам, как и 737 MAX,  полеты которых  были остановлены в 2019 году после авиакатастроф Lion Air и Ethiopian Airlines, в результате чего погибло  346 человек. С тех пор как FAA одобрило возвращение MAX в эксплуатацию в декабре 2020 года, после внесения исправлений в программное обеспечение MCAS, FAA проверило каждый самолет перед поставкой.

Усиление контроля над деятельностью  Boeing

Лишение Boeing возможности самостоятельно сертифицировать новые самолеты — это еще один уровень контроля, с которым должен столкнуться производитель самолетов. Это неизбежно замедлит  сроки поставок  самолетов, ожидающих доставки в Вашингтоне.

«Как известно, в прошлом году мы разработали комплексную программу, чтобы гарантировать, что каждый самолет 787 в нашей производственной системе соответствует нашим строгим спецификациям. Мы исправили множество несоответствий и доработали остальные элементы. Мы также продолжаем уделять особое внимание удовлетворению требований и ожиданий FAA и последуем их примеру в отношении возобновления поставок. Хотя эти усилия неизбежно повлияли на сроки наших поставок клиентам и наши краткосрочные финансовые результаты, мы твердо верим, что это правильно для нашего будущего», — сказал Брайан Уэст, финансовый директор Boeing,   о сертификации на собрании по финансовым результатам в четвертом квартале января.

Проблемы с B787 впервые появились осенью 2020 года, когда были обнаружены производственные дефекты, в том числе очень небольшие зазоры в конструктивных соединениях, которые не соответствовали строгим спецификациям Boeing. По состоянию на октябрь 2020 года Boeing поставил только 14 самолетов Dreamliner, а в конце 2021 года поставки 110 самолетов были остановлены для устранения неисправностей. В прошлом месяце Boeing оценил стоимость задержки поставок в 5,5 млрд долларов США. После того как FAA разрешит возобновление поставок B787, они не будут столь быстрыми в результате любой необходимой дополнительной проверки со стороны Федерального авиационного управления каждого отдельного экземпляра.

Сертификация будет возвращена в Boeing

FAA не намерено сохранять право сертификации широкофюзеляжных Dreamliner навсегда. Регулирующий орган США заявил, что вернет  Boeing его полномочия, как только контроль качества и производственные процессы 787 будут соответствовать стандартам, установленным администрацией, которая добивается того, чтобы у производителя самолетов был четкий график доработок, подлежащих выполнению  для припаркованных самолетов на перронах. Процессы доставки Boeing должны быть стабильными.

Заявление FAA — это шаг к возобновлению поставок Dreamliner, но это не конец утомительного процесса. Ожидается, что Boeing не возобновит поставки самолетов до весны и, возможно, даже в начале лета. «Мы уважаем роль FAA как нашего регулирующего органа и будем продолжать работать прозрачно благодаря их подробным и строгим процессам. Безопасность является наивысшим приоритетом для всех в нашей отрасли. С этой целью мы продолжим работать с FAA, чтобы гарантировать, что мы оправдаем их ожидания и все применимые требования», — заявил американский производитель самолетов.

Нет реальных проблем с безопасностью

И Boeing, и FAA определили, что обнаруженные дефекты не представляют непосредственной угрозы безопасности полетов. Поэтому эксплуатируемый парк B787 не был остановлен, и эти самолеты ежедневно перевозят пассажиров по всему миру. Однако многие из поставленных ранее самолетов могут иметь те же недостатки, которые в конечном итоге необходимо будет исправить. Ожидается, что это будет достигнуто, когда авиакомпании доставят самолет на плановый техосмотр. Ни Boeing, который будет готов платить за такой ремонт, ни FAA не могут оценить потенциальных масштабов этой проблемы.

В заявлении FAA говорится, что оно «использует данные, чтобы определить, следует ли вносить аналогичные модификации в 787-й, находящиеся в коммерческой эксплуатации».  По мнению концерна такой необходимости  нет.  «Возможны разные исходы, и  мы не будем строить догадки  о том, сколько самолетов будет отремонтировано или какие исправления необходимо будет внести», — заявил представитель Boeing.

Американский Сенат обеспокоен

На слушаниях в Сенате США в этом месяце сенатор от штата Вашингтон  Мария Кантуэлл сказала, что она «высоко ценит» усилия Иэна Вона, исполняющего обязанности офицер безопасности Федерального управления гражданской авиации, чтобы заставить Boeing соблюдать правила безопасности FAA. Несмотря на это, давление на FAA продолжается.

В пятницу ведущие демократы в Конгрессе обратились к Генеральному   инспектору по транспорту с просьбой пересмотреть то, что, по их мнению, было неспособностью регулирующего органа привлечь Boeing к ответственности за серьезные недостатки, которые привели к двум катастрофам B737 MAX.
Положительный взгляд на новое решение по делу 787 может свидетельствовать о том, что федеральное агентство безопасности готовится одобрить возобновление поставок в ближайшее время. Однако два источника, один в Boeing и один в FAA, заявили во вторник, что возобновление поставок, вероятно, будет отложено  еще на несколько месяцев.

Андрей Бочкарев