Авиакомпания Finnair смирилась с тем, что не примет участия в консолидации сектора, так как финские политики противятся отмене контроля государства над ней. «Теперь финскому перевозчику предстоит самостоятельно развивать азиатские направления», – заявил глава авиакомпании Пекка Ваурамо.
Национальный финский перевозчик, на 55,8 процента принадлежащий государству, уже много лет призывал членов парламента отменить положение его устава, по которому большая доля активов является государственной. Бывшей министру по вопросам государственных компаний Хейди Хаутала не удалось ввести такое изменение. Нынешний правоцентристский кабинет пытался провести такую реформу, но отказался от нее и не намерен возвращаться к ней в будущем.
В свою очередь глава компании Пекка Ваурамо, заявил, что планы заключения с кем либо союза уже не актуален, а предприятие достигло годового оборота в около 2,6 млрд евро и намерено развиваться самостоятельно, сосредоточившись на маршрутах в страны Азии. «Мы изучим возможности роста и сами будем определять свое будущее», – сказал он.
В европейском авиационном секторе произошла большая турбулентность, выражаясь на профессиональном жаргоне, после серии банкротств Monarch и Air Berlin. Alitalia пока нашла спасение в государственных кредитах и даже увеличила число перевозок на 7,6 проц. в прошлом году. Генеральный директор Ваурамо в сентябре сказал журналистам портала aviav.ru, что Finnair слишком маленькая авиакомпания и предположил, что в ее ситуации помог бы союз с более крупным перевозчиком. Подобные идеи он высказывал и в 2016 г.
Отношения Finnair с государством всегда были напряженные. Один из членов наблюдательного совета объявил в марте о своем уходе с поста из-за критики правительством решения о дополнительных пенсионных выплатах для главы компании. Лицо, близкое к правительственным, посетовало, что вопрос о собственнике Finnair политически слишком деликатный, так как власти хотят иметь государственного перевозчика. Дискуссии о смене собственника придется подождать до выборов нового правительства в 2019 году.
Finnair, борющийся уже несколько лет с конкурентами в лице бюджетных авиакомпаний, в последнее время начал увеличивать свои прибыли благодаря сокращению части расходов, подешевевшему топливу и тому, что сосредоточился на пассажирах, отправляющихся из Европы в Азию через Хельсинки. «Азия является тем направлением, где мы ожидаем бурного роста. У нас уже есть очень хорошие маршруты в большие города и мы хотим добавить на них дополнительные рейсы», – сказал Ваурамо.
Акции Finnair поднялись в цене почти в три раза в течение одного года, оборот вырос на 11 проц. в 2017-м, благодаря обновлению воздушного флота из широкофюзеляжных авиалайнеров. Finnair недавно получил одиннадцатого по счету A350 (причем был первым клиентом Airbus на этот самолет), еще восемь штук поступят в течение ближайших нескольких лет. По словам генерального директора, перевозчик рассматривает вопрос о замене всех узкофюзеляжных самолетов, эксплуатируемых на европейских направлениях. Вероятно это произойдет примерно в 2025 г.
Но конкуренция продолжает оставаться острой. Norwegian объявил, что рассматривает аэропорт Хельсинки, как главный пункт для своих дальнемагистральных рейсов. Эта авиакомпания уже 35 лет летает через весь континент и является крупнейшим в Европе перевозчиком в Японию, а также одним из крупнейших – в Китай. «Мы бы понемногу добавляли рейсы, которых уже сейчас более 100 еженедельно. Сомневаюсь, что кто-нибудь еще в состоянии достичь этого одним махом», – сказал представитель норвежского лоукостера.
По мнению Антти Вильякайнена из Inderes Equity Research, Finnair может остаться далеко позади в быстро изменяющемся секторе. «Этот сектор имеет высокую степень конкуренции. В отрасли, переживающей консолидацию, оставаться самостоятельным в долгосрочной перспективе чрезвычайно рискованно», – сказал он.
СМИ уже сообщали в 2015 году, что IAG якобы проводила переговоры о покупке дли Finnair, принадлежащей к одному с ним союзу Oneworld, но обе стороны эти слухи упорно опровергают.
Андрей Бочкарев