Голландский ученый предложил строить круглые аэропорты

Согласно последнему прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA),  в 2035 году не менее 7,2 миллиарда  пассажиров, в два раза больше, чем  в 2016, воспользуются воздушным транспортом. Разумеется,  что для этого потребуется увеличение числа самолетов, усовершенствование систем контроля за воздушным движением, а также увеличение пропускной способности городских  аэропортов. Для этого голландский ученый предлагает новую концепцию аэропорта будущего.

Голландский ученый  предложил строить круглые аэропорт

Концептуальный аэропорт с круглой ВПП

Хенк Хасселинг  и его коллеги из Национальной лаборатории по аэронавтике  (NAL) в Голландии разрабатывают проект под названием «Полоса без конца», финансируемый Европейской комиссией,  который предлагает заменить длинные бетонные дорожки из бетона одной циркулярной, построенной вокруг здания терминала. По мнению Хенка, преимущества такого решения очевидны:  чтобы начать полет, не потребуется рулежка на полосу, самолет может стартовать с любой точки, что  позволит избежать бокового ветра.   Для многотерминального аэропорта необходима полоса большой окружности.   NAL  предлагает  минимальный диаметр   3500, тогда длина полосы составит около  11 000 метров, в то время как для современных аэропортов типичны значения от   2400 м до  3900.

С точки зрения эффективного использования площади, круглый аэропорт займет всего  9,6  квадратных километров. Лондонский аэропорт Хитроу  с меньшей, чем у гипотетического круглого аэропорта пропускной способностью, занимает  12,27 квадратных км.  Круглые ВПП  такого размера позволят принимать для посадки  на одну полосу одновременно три самолета, с большим уровнем безопасности.  Дизайн такой полосы  будет, скорее всего, больше напоминать велотрек, с наклоном внутрь, чтобы стабилизировать воздушное судно во время его движения по кривой.

Голландский коллектив таким образом возродил идею круглого аэродрома, которая была высказана на страницах северо-американского журнала   “Popular Science Monthly” еще в  1919 году.  Она была запатентована в 1921 году, но  постепенно забыта вплоть до 1950-х годов, когда всплыла снова. В 60—х годах прошлого столетия военно-морской летчик их США Джеймс Р.Корней получил новый патент на циркулярную ВПП, но она никогда не была  построена.  Тем не менее идею протестировали на реактивных и пропеллерных самолетах с круглого трека   General Motors  в 1964/65 годах.

В то время пилоты испытали много трудностей с привыканием к новым процедурам взлета и посадки. Кроме того дополнительная нагрузка ложилась и на воздушные суда из-за неравномерности нагрузки на шасси и другие элементы.