Готовится схватка авиагигантов за слоты Aigle Azur в аэропорту Орли

До прошлой пятницы авиакомпания Aigle Azur был одним из самых важных клиентов аэропорта Орли. Теперь более десятка перевозчиков начали бороться за слоты в аэропорту, который в прошлом году обслужил 33 120 685 путешественников. Ставка довольно велика –  не менее 10 000 взлетов-посадок.
Такой шанс выпадает не часто. Последний раз похожая ситуация была сравнительно недавно – в 2003 году, когда обанкротилась французская авиакомпания Air Liberté. Орли, который является двенадцатым по величине европейским аэропортом с точки зрения генерируемого пассажиропотока, относится к тем аэропортам, где предложение слотов меньше спроса. Слот — трудно перевести на русский. Понятие означает право взлета или посадки в аэропорту в определенное время.

Правила предоставления

Что касается жесткой конкуренции за слоты на Орли, они контролируются регулирующим органом, который предоставляет право выполнять воздушные операции в определенное время заинтересованным сторонам в соответствии с тремя прозрачными правилами.
Во-первых, применяется «принцип старшинства». Компания, который имеет право на слот, может применяться для сохранения его в следующем сезоне. Это, очевидно, дает преимущество «действующим» перевозчикам в аэропорту. Второе правило гласит, что каждое выделенный слот должен использоваться на не менее 80 процентов, в противном случае возвращается в общий банк. Это называется «правило 80/20». Третье правило, называемое 50/50, – это дань меньшим игрокам. Если слоты свободны, половину из них получает авиакомпания, у которой имеет менее 5 процентов слотов в данном аэропорту.

Ввиду вышесказанного, новые, заинтересованные во входе в один из самых загруженных аэропортов, стремятся поглотить другие компании, чтобы войти в данный порт. Например, easyJet, который появился в лондонском Гатвике, в 2007 году взял под контроль GB Airways.

Длинный список кандидатов

С самого начала, когда появилась информация о призраке банкротства Aigle Azur, широко распространился слух, что в приобретении слотов заинтересована Air France. Ее цель якобы состоит в том, чтобы развить дочернюю компанию – бюджетную Transavia. Покупка позволила бы авиакомпании увеличить количество самолетов Boeing 737-800, базирующихся в Орли, с 37 до 50. Это открыло бы для перевозчика большие возможности для увеличения частоты рейсов по существующим маршрутам и открытия новых.

IAG может сделать то же самое, чтобы поддержать своего бюджетного перевозчика Vueling. По данным французских СМИ, International Airlines Group даже сделала предложение Aigle Azur купить слоты несколько недель назад, но оно было отклонено. Кроме того, Level, принадлежащий IAG, также заинтересован в слотах, оставшихся после Aigle Azur. Level в настоящее время летает из Орли в Ньюарк и открывает сообщение с Лас-Вегасом 30 октября. Авиакомпания надеется конкурировать на дальних маршрутах с Air France, создавая привлекательное предложение недорогих рейсов по популярным маршрутам в Соединенные Штаты.

Также ходят слухи о заинтересованности уже упомянутого easyJet. Второй по величине недорогой перевозчик в европейском небе хотел бы значительно увеличить свое присутствие в парижском аэропорту. Еще один участник этой игры – French Air Caraïbes. Компания связывает бывшую метрополию со своими зарубежными департаментами, такими как Гваделупа и Мартиника. Компания уже использует Орли для своей деятельности.
По подсчетам специалистов компании Cofrance Sarl имеется как минимум 14 субъектов, желающих перехватить слоты Aigle Azur. Также говорят о перевозчиках из Северной Африки. В конце концов, обанкротившаяся авиакомпания была наиболее известна своими сообщениями с этим регионом мира, особенно с Алжиром. Среди упомянутых также французская пчела или Ryanair, которые в настоящее время летают из Бове-Тилле, расположенного в 84 км от центра Парижа.

Почему Орли?

Как видно из приведенного выше списка, в борьбе за слоты после Aigle Azur выстраиваются в основном недорогие перевозчики. Это не случайно. Орли расположен всего в 13 км от центра Парижа, второго по посещаемости города Старого континента после Лондона. Это делает аэропорт идеальным местом для непосредственных, беспересадочных полетов в столицу Франции по средним и дальним маршрутам. Аэропорт не имеет ограничений, так как крупнейшим аэропортом французской столицы является Париж-Руасси-Шарль-де-Голль, который ориентирован на сотрудничество с традиционными авиакомпаниями, такими как Air France, American Airlines и Lufhansa. Это, конечно, не означает, что мы не увидим там лоукостеров, таких, как easyJet, но их присутствие во многом связано с нехваткой места в Орли.

Андрей Бочкарев