IATA объявила об амбициозных планах авиационной отрасли по достижению углеродной нейтральности

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на 77-м ежегодном общем собрании организации приняла резолюцию о достижении экологической нейтральности авиационной отраслью к 2050 году.Заправка бизнес-джета Bombardier биотопливом

Решение, принятое крупнейшей отраслевой организацией гражданской авиации направлено на  выполнение положений Парижского соглашения, согласно которому потепление климата не должно превышать 1,5 градуса. Последнее заявление также является ответом на критику в экологических кругах, утверждающую, что авиация была недостаточно вовлечена в борьбу с потеплением нашей планеты.

Что руководство IATA будет стремиться к принятию новых, более амбициозных экологических целей на общем собрании в этом году, предположил Вилли Уолш, генеральный директор ассоциации, во время встречи для СМИ в июле.

В прошлом месяце та же цель по достижению углеродной нейтральности к 2050 году была принята Ассоциацией азиатско-тихоокеанских авиалиний (AAPA), представлявшей в преддверии пандемии крупнейший в мире авиационный рынок.

Историческое решение

«Авиакомпании со всего мира приняли историческое решение сделать полеты экологически нейтральными. Восстановление авиасообщений  после пандемии COVID-19 пойдет по чистому пути к нулевым чистым выбросам. Таким образом, мы дадим будущим поколениям свободу открывать мир, учиться, торговать, создавать рынки, ценить культуры и общаться с людьми со всего мира экологически нейтральным способом. Благодаря совместным усилиям всех участников рынка и при поддержке национальной политики авиация достигнет цели по достижению нулевых чистых выбросов к 2050 году», — сказал Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Основная задача авиационной отрасли на пути к климатической нейтральности будет заключаться в достижении поставленных целей при продолжающемся увеличении спроса на авиаперевозки. Чтобы удовлетворить потребности 10 миллиардов человек, которые, как ожидается, будут перевозиться авиатранспортом  в 2050 году, необходимо нейтрализовать 1,8 гигатонны углеродного следа в год. Более того, достижение цели углеродной нейтральности означает, что с настоящего момента до 2050 года необходимо будет нейтрализовать 21,2 гигатонны углеродного следа, подсчитала IATA.

Основным механизмом, ведущим к  достижению экологических целей в среднесрочной и краткосрочной перспективе, является принятая ИКАО схема компенсации выбросов CORSIA. С 1 января 2019 года все международные рейсы обязаны сообщать об уровне произведенных выбросов. На данный момент 104 страны объявили о добровольном присоединении к CORSIA, а это охватывает 77 процентов глобального воздушного сообщения. В 2027 году к CORSIA присоединятся такие страны, как Китай, Россия, Индия, Бразилия и Вьетнам, тем самым расширив программу до 90 проц. от  глобальных  международных авиаперевозок.

«Путь от стабилизации выбросов к их сокращению потребует совместных усилий многих участников. Все институты, участвующие в деятельности отрасли, включая национальные правительства, должны в индивидуальном порядке нести ответственность за воздействие на окружающую среду реализации своей политики, своей продукции или своей деятельности. Они также должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить экологически нейтральную связь и, в конечном итоге, сделать авиацию независимой от топлива, полученного из нефти», — говорится в заявлении  Ассоциации.

Устранение CO2

Стратегия ИАТА заключается в том, чтобы в максимально возможной степени исключить производство CO2 с помощью ведущих отраслевых решений, таких как использование возобновляемых авиационных видов топлива, новых технологий строительства самолетов, внедрение более эффективных операций и инфраструктуры, а также развитие источников энергии с нулевым уровнем выбросов, таких как электричество или водородная энергия. Выбросы, которые не могут быть устранены у источника, будут устранены неавиационными мерами, такими как поглощение и хранение углерода и планы экологической компенсации с доказанной надежностью.

«У нас есть план. Масштабы отрасли к 2050 году потребуют нейтрализации 1,8 гигатонны угля. Возможный сценарий – 65 процентов  нейтрализовано использованием возобновляемых видов топлива. Мы ожидаем, что новые двигательные технологии, такие как водородная энергия, будут способствовать нейтрализации еще 13 процентов. Повышение КПД даст еще 3 процента. Остальное можно нейтрализовать абсорбцией и хранением углерода (11 проц.) и компенсацией (8 проц.)», — утверждает Уолш.

Изменение структуры источников энергии, необходимое для достижения нулевых чистых выбросов, должно поддерживаться пакетом решений на уровне правительства, который фокусируется на предоставлении экономичных решений, таких как экологически чистое авиационное топливо (SAF). Доступны технологии для их производства, но для увеличения предложения необходимы производственные стимулы.

Ключевые даты

Хотя цель достижения экологической нейтральности к 2050 году является конечной целью с точки зрения принятой резолюции, ИАТА поделилась рабочим планом действий, который может привести к его реализации:

2025 г. – Ожидается, что при надлежащей государственной поддержке производство SAF достигнет 7,9 млрд литров (2 проц.  от общего спроса на топливо).

2030 г. – ожидается, что производство SAF достигнет 23 млрд литров (5,2 проц. от общего спроса).  Должны быть полностью реализованы институциональные решения, такие как блочная модернизация авиационной системы ИКАО или «Единое европейское небо».

2035 г. – Ожидается, что производство SAF достигнет 91 миллиарда литров (17 проц.  от общей потребности в топливе). Для обслуживания регионального рынка должны тать доступны  самолеты на 50-100 мест с электрическим или водородным двигателем (полет 30-90 минут).

2040 г. – Ожидается, что производство SAF достигнет 229 миллиардов литров (39 проц. от общей потребности в топливе). Должны стать доступны 100-150-местные самолеты с водородными двигателями для региональных сообщений (полет 45-120 минут).

2045 – г.  Ожидается, что производство SAF достигнет 346 миллиардов литров (54 проц. от общей потребности в топливе).

2050 – Ожидается, что производство SAF достигнет 449 миллиардов литров (65 проц. от общей потребности в топливе).

«Будут  говорить, что мы сталкиваемся с цифрами и технологическими проблемами, которые невозможно решить. Авиация – это история невозможного   за короткое время. От первого коммерческого рейса до появления первого коммерческого самолета прошло всего 35 лет. Спустя 20 лет появился первый гигантский реактивный самолет. Экологическая нейтральность – это вызов для нашего поколения, и сегодня мы начинаем изменения, которые, несомненно, являются вызовом. Но через 30 лет эта цель станет достижимой благодаря человеческой изобретательности, если правительства и вся отрасль будут работать вместе и будут нести ответственность друг перед другом», — сказал Уолш.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM