Международная организация гражданской авиации (ICAO) опубликовала отчет о безопасности полетов за 2019 год, включающий все авиационные происшествия, произошедшие по всему миру за последний год. В 2019 году в ходе коммерческих авиаперевозок погибло 239 человек, что значительно меньше, чем 514 человек, зафиксированных годом ранее. Точно так же количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 11 до 6.
Важно отметить, что представленная статистика показывает рост на 16 проц. общего количества аварий и аварийности, которая в прошлом году составила 2,9 на миллион рейсов по сравнению с 2,6 в 2018 году. Отчет разработан исследовательской группой ICAO по показателям безопасности полетов (SISG) и охватывает регулярные коммерческие полеты сертифицированных самолетов с максимальной взлетной массой (MTOW) более 5700 кг.
Повышение безопасности глобальной авиатранспортной системы является руководящей и наиболее фундаментальной стратегией ICAO. Организация постоянно работает над решением и повышением безопасности полетов во всем мире посредством следующих мероприятий:
Политика и стандартизация;
Мониторинг ключевых тенденций и показателей безопасности;
Анализ безопасности;
Внедрение программ, связанных с безопасностью.
В этом отчете резюмируются инициативы по повышению безопасности полетов и обновляются некоторые показатели безопасности полетов (SPI). Авторы документа использовали результаты анализа отчетов за 2015–2019 гг. как ориентиры для сравнений.
Отчет ICAO по безопасности полетов 2019 описывает, среди прочего, Глобальный план обеспечения безопасности полетов ICAO на 2020-2022 годы (GASP) касается внедрения системы контроля за безопасностью полетов, статистики и анализа авиационных происшествий на коммерческом воздушном транспорте, общих показателей безопасности, обзора авиационных происшествий по категориям авиационных происшествий, региональной статистики авиационных происшествий, инициатив в области безопасности и будущее воздушной связи, навигации и наблюдения.
Кроме того, авторы документа много места уделили влиянию пандемии COVID-19 на авиационный сектор, обновление деятельности по обеспечению безопасности полетов, управления рисками безопасности и стратегии для БПЛА.
Отчет о безопасности за 2019 год разделен на следующие главы:
2020–2022 edition of the ICAO Global Aviation Safety Plan (GASP)
Effective Implementation of State Safety Oversight System
Implementation Support for Safety Management
ICAO Technical Assistance Activities
Safety Recommendations addressed to ICAO
Accident Statistics and Analysis – Scheduled Commercial Air Transport
Overall Safety Performance Indicator – Global Accident Rate
Accident and Fatality Trend
Accidents Overview by Occurrence Category
High-risk Categories of Occurrence
Regional Accident Statistics
Accidents by RASG Region
GSIE Harmonized Accident Rate
Safety Enhancement Initiatives
Regional cooperation and GASOS
The future of aviation Communications, Navigation, Surveillance and Frequency Spectrum
Cabin Safety
Runway Safety – 2019 Success Story
A competency-based approach to dangerous goods training and assessment
ANC Talks
COVID-19 pandemic – The ICAO Council Aviation Recovery Task Force
COVID-19 pandemic – CAPSCA and the Public Health Corridor
COVID-19 pandemic – Update on operational safety activities
COVID-19 pandemic – Safety Risk Management
COVID-19 pandemic – Strategies for UAS
COVID-19 pandemic – Aerodrome Operations and Infrastructure
Appendix 1
Regional Aviation Safety Group (RASG) Regions
Appendix 2
List of Scheduled Commercial Accidents in 2019
CICTT Occurrence CategoriesСписок
Список авиационных происшествий на коммерческом воздушном транспорте с разбивкой по типу воздушного судна, стране происшествия, региону, количеству погибших и категории происшествий приведен в конце документа. Полный текст на английском языке приведен здесь.
Андрей Бочкарев