Инициатива “зеленых” привела к сокращению пассажиропотока в Швеции

В январе 2019 года аэропорты Swedavia обслужил более 1 866 000 пассажиров, что на 2 процента меньше, чем в том же месяце прошлого года. Во внутренних перевозках количество пассажиров сократилось на 4 процента до 963 тысяч. Это стало результатом действия налога, введенного в начале апреля прошлого года.Конечная цель

С весны прошлого года все те, кто вылетает из шведских аэропортов, должны платить специальный налог,  введенный по инициативе правящей партии зеленых. Размер оплаты зависит от направления и довольно велик.  Самая низка предусмотрена за пользование рейсами внутри ЕС.  Она оставляет 60 крон, что эквивалентно примерно восьми евро. Самым дорогим является перелет на расстояние свыше шести тысяч километров. В этом случае пассажир опустошит свой кошелек на дополнительные 430 крон (более 40евро). По словам инициаторов, цель введения налога состоит в том, чтобы изменить места отдыха, выбранные шведами, на более близкие, доступные другими видами транспорта.

Чтобы понять, о чем речь, достаточно указать, что  средний европеец  производит  в среднем около 8 тонн CO2 в год. При использовании межконтинентального рейса  туда и обратно выбрасывается более 1 тонны CO2 на пассажира, т.е. такое же количество как за  1,5 месяца нашей обычной жизни.

Как это работает

Похоже, инициатива зеленых приносит ожидаемые результаты. Шведский рынок пассажирских перевозок замедлился. С 90-х годов ХХ века число тех, кто путешествует на самолетах в Швеции, удвоилось. Уже в прошлом году рост был минимальным по сравнению со всей Европой. Теперь, согласно данным, предоставленным Swedavia – оператором десяти крупнейших шведских аэропортов, местный рынок начинает рушиться.

Аэропорт Гетеборг Ландветтер обслужил  в январе 2019 года 355 000 пассажиров, направляющихся за рубеж, столько же, сколько в январе 2018 года. На внутренних перевозках было перевезено более 96 000 человек, что на 6 проц.  меньше, чем в прошлом году. В крупнейшем из шведских портов Arlanda в Стокгольме, обслуживающем большую часть внутренних и международных перевозок, на международных рейсах зарегистрировано 1 414 000 пассажиров, т.е. сокращение составило 2 проц. На внутреннем сообщении было обслужено и 385 000 пассажиров, что на   3 проц. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В некоторых региональных аэропортах Swedavia  в январе зарегистрировано увеличение количества пассажиров в международном сообщении и сократилось количество внутренних рейсов.

Значит ли это, что шведы летают меньше? Не обязательно. Значительное снижение внутреннего трафика является очевидным налоговым эффектом. Граждане Скандинавского государства вели себя так, как ожидал законодатель – они переключились на другие виды транспорта. Тем не менее, междугородние перевозки просто частично были перенесены в соседнюю Данию. В связи с введением налога руководство Scandinavian Airlines перевело некоторые из своих рейсов в аэропорт Копенгагена, который в прошлом году обслужил более 30 миллионов пассажиров. Это на 3,8 процента больше, чем в 2017 году. В 2017 году порт в столице Дании увеличил пассажиропоток всего на полпроцента.