Исторический Leduc 010 опередивший время

Leduc-010

71 год назад во Франции инженер Рене Ледук создал  первый в мире реактивный самолет – Leduc 010.

Leduc-010
Leduc-010

Рене Ледук начал работать над реактивным самолетом в 1920-х годах. В результате в 1936 году было решено построить самолет с таким двигателем. Созданию машины помогла компания Breguet, где работал Ледук. Ход работ был остановлен началом Второй мировой войны и вступлением немецких войск во Францию. Технические чертежи, вся документация для нового самолета, обозначенного номером 010, и готовые комплектующие не попали в руки немцев. Ледук тайно отвез их в Тулузу, где они ждали окончания войны.

После военных действий в 1945 году строительство прототипа было завершено. В октябре 1947 года готовый самолет прошел летные испытания планера. 21 апреля 1949 года машина совершила первый полет с работающим двигателем. За штурвалом джета находился летчик-испытатель Жан Гонор.

leduc верхом на SNCASE SE.161
Здесь советские конструкторы подсмотрели решение для “Бурана”

Поскольку реактивный двигатель, использованный в конструкции 010, начинал работать только при достижении минимальной скорости 320 км / ч, самолет поднимался до соответствующего потолка “верхом” на четырехмоторном поршневом SNCASE SE.161 Languedoc, после отделения от которого начинал самостоятельный полет разогнавшись в свободном падении, а затем достигал скорости 680 км/ч. Много лет спустя это решение заимствовали советские конструкторы для испытания космического челнока “Буран”, прототипом которому послужил американский “Спейс-Шатлл”.

Оба построенных прототипа разбились. Модель 016 была построена на базе планера 010 с установленными на концах крыльев реактивными двигателями Turbomeca Marboré I, облегчающими посадку и маневрирование самолета.

Модель 010 представляла собой полностью металлическую конструкцию, типа центроплан с низкой нагрузкой на крыло. Главной особенностью Leduc 010 было то, что это был практически летающий двигатель, к которому были добавлены крылья, хвост и кабина. Двигатель не был отдельной частью машины, как это обычно бывает, а он был ее неотъемлемой частью.

Фюзеляж был построен из двух оболочек типа монокок: внешней, усиливающей всю конструкцию, и внутренней, образующей канал для впуска воздуха и камеру сгорания. На носовой части машины была установлена ​​капсула, в которой свое место занимал пилот. В случае неисправности вся капсула отделялась от остальной части фюзеляжа и спускалась на землю с помощью парашюта. Таким образом, оба пилота, попавшие в аварии двух построенных экземпляров, спасли свои жизни. Внутри крыльев с трапециевидной формы и с тонким профилем устанавливались топливные баки. Основное шасси служило только для посадки и убиралось в углубления в крыле.

Андрей Бочкарев