История авиакатастроф. Рейс 163 авиакомпании Saudi Arabian Airlines

Большинство авиакатастроф связано с крушением самолета. Однако, если самолет благополучно приземляется, обычно удается спасти хотя бы часть пассажиров. В случае рейса 163 авиакомпании Saudi Arabian Airlines этого не произошло. Хотя самолет благополучно приземлился и остановился, все находившиеся на его борту погибли – 301 человек.

Lockheed L-1011 TriStar авиакомпании Saudi Arabian Airlines
Lockheed L-1011 TriStar авиакомпании Saudi Arabian Airlines

19 августа 1980 года в 18:32 из международного аэропорта Куаид-э-Азам вылетел самолет Lockheed L-1011 TriStar, регистрационный номер HZ-AHK, принадлежащий авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Это был новый самолет выпущенный 13 июля 1979 г. и доставленный пользователю 21 августа 1979 г. Самолетом управлял 38-летний пилот Мохаммед Али Ховайтер, который провел в воздухе 7674 часа, в том числе 388 часов на TriStaar. Вторым пилотом был 26-летний Сами Абдулла М. Хасанаин с налетом 1615 часов, в том числе 125 часов на TriStaar. Летным механиком был 42-летний американец Брэдли Куртс, у которого было 650 часов полета, в том числе 157 часов на Tristar.

Обычный полет изначально прошел гладко. В 19:06 самолет приземлился в международном аэропорту Эр-Рияда, где некоторые пассажиры сошли и  на борт поднялись новые. Самолет дополнительно заправился топливом. В 21:08 машина снова взлетела, направляясь в международный аэропорт Джидды. На борту находились 287 пассажиров и 14 членов экипажа, большинство из которых были из Саудовской Аравии, Пакистана и Ирана.

Через семь минут после взлета в кабине сработала сигнализация, указывающая на наличие дыма в  хвостовом трюме. В течение 4 минут экипаж пытался проверить подлинность сигнала тревоги. И только когда бортинженер подошел к задней части кабины, он подтвердил, что там дым. В 21:20 командир сообщил вышке в Эр-Рияде, что они возвращаются в аэропорт и что у них есть дым и, возможно, пожар в грузовом отсеке.

В 21:25 перестала работать дроссельная заслонка двигателя 2 (центрального), а в 21:29 двигатель остановился. Самолет приземлился в 21:35 и проехал по всей взлетно-посадочной полосе, остановившись в 21:39. Дежурной пожарной команде аэропорта пришлось преследовать катящийся самолет, потому что он остановился в конце рулежной дорожки, а не примерно на полпути вдоль взлетно-посадочной полосы (службы предполагали, что самолет остановится гораздо  быстрее).

Обгоревший фюзеляж Lockheed L-1011 TriStar авиакомпании Saudi Arabian Airlines
Обгоревший фюзеляж Lockheed L-1011 TriStar

Экипаж объявил, что двигатели выключены, но этого не произошло до 21:42. В то время контакта с экипажем уже не было. Службы безуспешно пытались открыть дверь в самолет, наблюдая в иллюминаторах пожар в задней части фюзеляжа (однако наружу пламя не проникало). Это  произошло только в 22:05. После проникновения на борт спасатели обнаружили всех пассажиров и членов экипажа мертвыми в передней части фюзеляжа. Через три минуты после открытия двери пламя охватило весь самолет, опалив фюзеляж.

Причины и последствия катастрофы

После крушения было проведено расследование, которое показало, что все пассажиры и члены экипажа погибли от отравления дымом, а не от пожара. Большинство пассажиров, вероятно, были без сознания во время приземления, и возможно, что многие из них к тому времени уже были мертвы. Записи из черных ящиков показали, что экипаж все время действовал крайне хаотично и не мог определиться с конкретными действиями. В сгоревшем салоне был обнаружен отработанный огнетушитель, что означает, что экипаж пытался использовать его для тушения пожара в задней части фюзеляжа.

Из-за хаотичных действий экипажа самолет  тормозил медленно, а это означало, что он проехал всю взлетно-посадочную полосу длиной 4000 м и остановился только на рулежной дорожке. В результате аварийные службы не смогли приступить к акции сразу после приземления, так как им нужно было подъехать к выруливающему самолету. Кроме того, командир не выключил двигатели, из-за чего к самолету нельзя было подойти на длительное время. По неизвестным причинам вышла из строя система декомпрессии, которая должна была уравнять давление в салоне при посадке. Это затрудняло открытие двери.

Следователи не нашли причину возгорания. Известно только, что оно произошло в трюме в хвостовой части самолета. Огонь перекинулся на багаж, а затем на легковоспламеняющиеся материалы, покрывающие стены трюма. Однако анализ документов экипажа показал, что пилоты, несмотря на их налет, были очень плохо обучены и плохо ориентировались в работе самолета, а бортовой механик был самым неопытным из всего экипажа – он несколько раз проваливал экзамены по другим машинам.

В результате катастрофы было принято решение модернизировать TriStars и удалить из трюмов легковоспламеняющиеся материалы. Кроме того, особое внимание уделялось обучению экипажа безопасности полетов и аварийному реагированию.

Выводы

Крушение рейса 163 было одной из величайших авиакатастроф в истории своего времени. По сей день это также самая крупная катастрофа с участием Lockheed L-1011 TriStar и самая страшная авиакатастрофа в Саудовской Аравии.

Хотя причиной катастрофы стал пожар, из-за неправильных действий экипажа погибли все находившиеся на борту. Если бы капитан Мохаммед Али Ховайтер остановил самолет на середине взлетно-посадочной полосы, используя все тормоза, быстро выключив двигатели и открыв дверь, по крайней мере, некоторые из пассажиров, вероятно, были бы спасены.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM