Изменение климата и проектирование аэропортов

Более частые и сильные штормы, а также повышение уровня мирового океана, которые, по мнению многих экспертов, являются результатом изменения климата, заставляют руководства аэропортов изменять существующие принципы проектирования и осуществления защитных мер.Изменение климата и проектирование аэропортовСтоит вспомнить, насколько сильными и непредсказуемыми были последствия стихии, запечатленные на сентябрьских фотографиях из международного аэропорта Кансай в Осаке, который оказался в эпицентре тайфуна Джеби. Аэропорт, построенный на искусственном острове, расположенном примерно в 5 км от берегов Японии, ежедневно обслуживает около 80 000 человек. Пассажиры, в том числе туристы со всего мира, приезжают в Страну Восходящего Солнца, чтобы полюбоваться достопримечательностями Киото и Нары. Во время строительства местоположение аэропорта в заливе Осака казалось смелым решением, которое помогло избежать проблем прошлого – жалоб жителей Осаки на шум, царивший в предыдущем аэропорту, и жестких протестов жителей префектуры Ибараки, перемещенных со своих земель для строительства Токийского аэропорта в Наруто,

Однако в сентябре этого года, когда тайфун Джеби обрушился на Kansai International, этот смелый проект оказался ловушкой для авиакомпаний и пассажиров. Бушующие воды залива прошли через волноломы, которые были предназначены для защиты береговой линии от волн высотой до 2,7 м, затопили взлетно-посадочные полосы и терминал 1, а столкновение танкера с автомобильно-железнодорожным мостом, соединяющим аэропорт с материком, отрезало путь к эвакуации 3 тысячи пассажиров на целую ночь. Потребовалось 17 дней, чтобы восстановить нормальную деятельность в аэропорту, что стало серьезным ударом для авиакомпаний, работающих в Kansai International, а также по всей экономике региона.

Причина –  изменение климата

Осака не был единственным аэропортом, который закрылся в сентябре в результате яростных проявлений тропической погоды. Та же участь постигла, в частности, аэропорты в таких местах, как Гонконг или Китай в Азии или Северная Каролина в Соединенных Штатах.

Британское королевское общество во все более частых проявлениях аномальной погоды обвиняет текущее потепление климата, которое приводит к таянию полярных ледяных шапок. Это явление вызывает частые и сильные штормы, тайфуны или ураганы. Как указано Королевским обществом, с 1901 года уровень океана поднялся примерно на 20 см. Если выбросы углекислого газа и других парниковых газов будут развиваться текущими темпами, то к 2100 уровень мирового океана вырастет на 0,5-1 м, считает ассоциация.

С мнением, что климат меняется к худшему, также согласны другие специалисты. «Увеличение частоты негативных погодных явлений и усиление последствий, вызванных изменением климата, носят односторонний характер. Если люди не воспринимают это всерьез, это может привести к угрозе», – сказал Ричард Маршалл, руководитель отдела инфраструктуры Fitch Solutions в интервью корреспонденту портала aircargonews.ru.

15 из 50 крупнейших по количеству пассажиров аэропортов расположены ниже 10 м уровня моря, т. е. в тех местах, которые наиболее уязвим для негативных последствий изменения климата. По данным Международного совета аэропортов, из 100 крупнейших в мире воздушных гаваней 25 процентов находятся ниже уровня моря. По словам Анджелы Гиттенс из ACI, аэропорты в Вануату и на Мальдивах уже ощущают последствия подъема уровня океана.

Индустрия и инвесторы требуют изменений

ACI работает над докладом, в котором предупреждает о последствиях изменения климата и призывает аэропорты, входящие в эту организацию, оценить риски, а затем принять соответствующие меры для предотвращений последствий этого явления. В качестве положительного примера долгосрочного планирования в докладе упоминается новый аэропорт в Стамбуле, расположенный на берегу Черного моря, проект которого включает потенциальное потепление климата.

Меры, с помощью которых аэропорты справляются с этой проблемой, также вынуждают к действиям инвесторов, все чаще ставящих финансирование проектов в зависимость от реализации плана действий в случае стихийных бедствий. По словам главного аналитика американских аэропортов в Moody’s Эрла Хеффинтрайера, заметное изменение отношения инвесторов к изменению климата произошло после того, как в 2012 году шторм Сэнди привел к закрытию нескольких крупных аэропортов в Нью-Йорке на нескольких дней, что стало причиной аннулирования почти 17 тысяч рейсов. Это стихийное бедствие обошлось авиакомпаниям почти в 500 миллионов долларов прямых расходов и потерянных доходов.

Аэропорты реагируют на угрозу

Необходимость пересмотреть нынешний способ проектирования аэропортов – это понимание осведомленности их операторов. Руководство сингапурского аэропорта Чанги проанализировало сценарии изменения климата до 2100 и решило перестроить поверхность взлетно-посадочной полосы обеспечивая лучший водоотвод. Новый терминал аэропорта также был построен выше предыдущего в 5,5 м от уровня моря.

В Соединенных Штатах ньюйоркский аэропорт LaGuardia в 2015 году получил субсидию в размере 28 миллионов долларов на строительство защитной дамбы, установку насосов для откачки воды и устройство дренажа взлетно-посадочных полос. Норвегия планирует строить в будущем аэропорты только на высоте более 7 м над уровнем моря, а третья взлетно-посадочная полоса аэропорта Гонконга будет построена за волнорезом длиной 13,4 км.

«В конце концов, независимо от того, верите ли вы в изменение климата или нет, реализация проектов, которые учитывают подъем уровня моря, более интенсивное количество осадков или наводнений, просто разумно. Если вы учтете эти факторы в своей философии строительства с первого дня, вам не придется нести лишние расходы на страхование и у вас будет больше средств для правовой защиты», – считает Пол Кофлан, директор нового проекта взлетно-посадочной полосы для аэропорта Брисбена.

Андрей Бочкарев