Изменения климата повлияли на привычки путешествующих жителей Германии

Исследование, проведенное для инвестиционного банка UBS в сентябре прошлого года, показало, что 23 процентов респондентов в Германии отказались хотя бы от одного рейса в прошлом году по экологическим причинам.
На первый взгляд, цифры показывают, что эта тенденция касается немецкой авиации. Количество пассажиров на внутренних рейсах Германии резко сократилось в прошлом году, а Ассоциация аэропортов Германии (ADV) отметила снижение на 12 проц. в годовом исчислении в ноябре.

Внутренний спад, межконтинентальный рост

«Я не вижу более вероятной причины этих изменений, чем стыд летать, — говорит Стефан Гесслинг, профессор исследований в области туризма в Университете Линнея в Швеции. — Массовые дебаты на эту тему прошли в Германии. То, что мы наблюдаем, — это изменение социальной нормы, которое теперь приводит к изменению поведения».

Другие менее уверены в этом. Лидеры отрасли указывают на экономические факторы сокращения числа пассажиров на внутренних рейсах, часто выполняемых деловыми путешественниками. «В основном, падение количества пассажиров связано с падением экономики Германии», — сказал Ральф Бейзель, управляющий директор ассоциации аэропортов ADV.

Замедление экономического роста за последние три года привело к снижению спроса на внутренние рейсы. Между тем, Бейзель утверждает, что торговый конфликт между Соединенными Штатами и Китаем привел к уменьшению числа пассажиров, использующих внутренние рейсы в немецкие аэропорты-хабы для дальнейшей поездки на ключевые рынки в Азии.

«Люди не отказываются от важных рейсов, по крайней мере, не по климатическим причинам», — соглашается Эрик Хейманн, аналитик Deutsche Bank. — Экономические условия являются причиной снижения воздушного движения. Если компания замечает, что экономика не так хорошо, она может пересмотреть рейсы для экономии. «Слишком рано говорить о том, что сокращение внутреннего воздушного движения в Германии связано с заботой об охране окружающей среды, — сказал Харадау-Дозер. — Это более рационализация сети, избыток емкости на рынке и низкая прибыльность некоторых игроков в последние годы».

Что касается туризма, то все больше и больше немцев совершают межконтинентальные рейсы, и ADV регистрирует год от года рост числа межконтинентальных пассажиров через немецкие аэропорты на 1,8 проц., что отражает дальнейшее увеличение авиаперевозок по всему миру. В ноябре 38 проц. немцев, опрошенных Институтом исследований туризма им. Килина в Северной Европе, заявили, что они летали в отпуск за последние 12 месяцев. Это немного меньше, чем рекордные данные за ноябрь 2018 года, когда был зафиксирован результат 41 проц.

Более того, 60 проц. из тех, кто летал, сказали, что не чувствуют себя так плохо по сравнению с 19 проц., у которых «очень плохие чувства к полету». Мнение еще 22 проц. классифицируются примерно посередине. «Мы не думаем, что люди летают меньше из-за проблемы климата с тех пор, как на сцене появилась Грета Тунберг», — сказал Вольфганг Гюнтер, заместитель директора NIT и директор по экологическому туризму. «Немецкие туристы бронируют столько же, сколько раньше», — добавил он.

Замена самолетов на поезда

Так что, если Германия все еще летает, почему бы им не воспользоваться внутренними рейсами? Ответ прост. В Германии путешественники предпочитают поезд.
Новые скоростные поезда переманивают пассажиров с ранее популярных внутренних авиарейсов так быстро, что многие из них пришлось закрыть. Самой первой жертвой стал маршрут Гамбург — Берлин, затем Кельн — Франкфурт, а летом прошлого года Нюрнберг — Берлин.

Немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn утверждает, что скорое сообщение Мюнхен — Берлин, открывшееся в 2017 году и покрывающее расстояние в 450 км между Нюрнбергом и Берлином менее чем за три с половиной часа, в течение года обошло самолет как самый популярный вид транспорта. Авиакомпании просто не могли с этим конкурировать.
Комфортное, быстрое путешествие из города в город привлекает даже людей, которые часто путешествуют на самолете. Ларс Корстен, туристический консультант набирает 600 000 миль в год в служебных командировках без раскаяния. Но даже он не летает между немецкими городами, если он может сесть на скоростной поезд.

«Мне не стыдно летать», — говорит Корстен, основатель группы частых путешественников. «Но из Берлина в Мюнхен я езжу на поезде, так я гораздо быстрее могу добраться из одного центра города в другой. Вместо того, чтобы заставлять людей чувствовать себя виноватым во время полета, [активисты] должны убедить их в других вариантах», — пояснил он.

Стремясь достичь новых климатических целей, коалиционное правительство Ангелы Меркель надеется стимулировать переход к железной дороге и подготовило инвестиционное соглашение на сумму 86 млрд евро для расширения и обновления железнодорожной сети в течение следующего десятилетия.

Коалиция также увеличила налоги на внутренние рейсы и снизила НДС (налог с продаж) на поезда дальнего следования, что обеспечило для пассажиров снижения цены на билеты в январе на 10 проц. Руководство Deutsche Bahn заявляет, что ожидает снижения цен для привлечения дополнительных пяти миллионов пассажиров в год.

«Это шаг в правильном направлении», — говорит Феликс Метманн из Федерации потребительских ассоциаций Германии. «Только в том случае, если у потребителей будет жизнеспособная альтернатива, которая будет одновременно надежной и полезной, они смогут передвигаться без ущерба для климата».

Но немецкие зеленые говорят, что правительство должно пойти еще дальше. Член Европарламента Даниэль Вагнер считает, что при правильном уровне налогообложения и инвестиций внутренние рейсы могут устареть через десять лет.

«Путешествие на поезде должно стать дешевле, а полет — дороже», — говорит Вагнер, соавтор последнего документа, в котором изложено положение, в котором он требует налога на керосин для полетов над воздушным пространством Германии. «Никто не сядет в поезд, если поездка займет у него вдвое больше времени, и он должен заплатить вдвое больше, чем в самолете», — утверждает он.

«Чистое» будущее

Между тем, авиакомпании считают, что им нужно дать время поработать в направлении более чистого будущего для авиации.

«Замена старых самолетов более экологичными моделями и создание единого европейского неба для улучшения маршрутов являются наиболее эффективными краткосрочными мерами», — сказала пресс-секретарь Lufthansa Сандра Курант. В конечном счете, все внимание сосредоточено на разработке более чистого топлива, такого как синтетический керосин. «Мы понимаем, что несем ответственность за ведение нашего бизнеса с минимальным воздействием на окружающую среду, и это наша цель», — говорит Курант.

Андрей Бочкарев