JetBlue Airways стремится поглотить Spirit Airlines чтобы стать пятым по величне перевозчиком США

Авиакомпания JetBlue Airways сделала предложение бюджетному авиаперевозчику Spirit Airlines выкупить его активы за 3,6 миллиарда долларов. В связи с этим возникает вопрос, будет ли успешным запланированное слияние компаний Spirit и Frontier Airlines и создание гигантского американского бюджетного перевозчика.

A220 авиакомпании Jet Blue
A220 авиакомпании Jet Blue

Spirit и Frontier, бюджетная авиакомпания, договорились в феврале объединить свои компании в рамках сделки, которая, по словам их представителей, сэкономит потребителям около 1 миллиарда долларов в год. JetBlue предложила 33 доллара за акцию наличными, сообщила авиакомпания Spirit. С тех пор акции Frontier упали, и Spirit объявила о своем предложении, снизив его стоимость, которая находится на уровне около 25 долларов за акцию по текущим ценам.

Генеральный директор JetBlue Робин Хейс заявил New York Times, что это приобретение позволит перевозчику предлагать более качественные рейсы по доступным ценам, помогая авиакомпании лучше конкурировать с доминирующими на рынке США перевозчиками. «Идея состоит в том, чтобы действительно позволить расширившейся JetBlue конкурировать с четырьмя крупными старыми авиакомпаниями, предоставляя ее услуги большему количеству клиентов, добавив больше рейсов JetBlue в старые узловые аэропорты с высокими тарифами. У нас будет настоящая конкуренция», — сказал Хейс.

В свою очередь представитель Spirit объявил, что руководство авиакомпании планирует рассмотреть поданное предложение, которое было названо «нежелательным», и будет дан своевременный ответ. Однако после того, как во вторник была опубликована информация о предложении JetBlue, Frontier заявила, что приобретение ограничит возможности путешествий и нанесет ущерб потребителям. Перед закрытием сессии на фондовой бирже США акции Spirit выросли во вторник на 22 процентных пункта, а Frontier – на 4 пункта. Стоимость акций компании JetBlue упала на 7 процентных пунктов.

Возможное несогласие со стороны администрации Байдена

Каждое из этих соглашений, безусловно, будет подвергаться антимонопольной проверке со стороны администрации президента Байдена, которая занимает довольно жесткую позицию в отношении слияний и партнерств между конкурирующими структурами. В прошлом году Министерство юстиции подало на авиакомпанию в суд, чтобы помешать JetBlue вступить в национальное партнерство под названием Northeast Alliance с American Airlines, утверждая, что сделка вызовет повышение цен на авиабилеты и снизит уровень конкуренции. Авиакомпания отклонила на все еще идущем судебном процессе обвинения, заявив, что партнерство усилит конкуренцию с двумя другими перевозчиками — Delta Air Lines и United Airlines, а также в аэропортах Нью-Йорка.

Хейс сказал, что не ожидает от сделки со Spirit негативного влияния на продолжающийся судебный процесс. «Мы считаем их очень взаимодополняющими», — сказал он, утверждая, что приобретение Spirit будет зависеть от успеха альянса. «Спор о Northeast Alliance в этом году находится на рассмотрении, хотя мы ожидаем, что процесс регулирования этой сделки займет гораздо больше времени», — добавил генеральный директор Jet Blue.

Запланированное слияние Spirit и Frontier также стало предметом тщательного изучения. В прошлом месяце несколько прогрессивных законодателей, в том числе сенатор Элизабет Уоррен, демократ от Массачусетса, и Берни Сандерс, независимый сенатор от Вермонта, выразили озабоченность, предупредив, что слияние может поднять цены на билеты и навредить в первую очередь гражданам, пользующимся услугами авиакомпаний. Spirit и Frontier утверждают, что слияние создаст более жесткую конкуренцию для четырех крупнейших авиакомпаний, которые контролируют около двух третей внутреннего рынка США.

JetBlue, шестая по величине авиакомпания США, привела аналогичный аргумент в защиту приобретения Spirit Airlines. Любая комбинация позволит создать пятую по доле рынка авиакомпанию США. Слияние Spirit с Frontier имеет смысл, учитывая схожие бизнес-модели и сильные региональные рынки. Это отмечают отраслевые аналитики в заявлении для New York Times. Обе авиакомпании были созданы Indigo Partners, частной фирмой, которая инвестирует в так называемых «сверхбюджетных перевозчиков» — авиакомпании, которые в значительной степени сосредоточены на чистой прибыли, а не на опыте путешествия пассажира.

Слияние Spirit и JetBlue может быть менее выраженным в плане целеустремленности. Оба перевозчика сосредоточены в восточной части Соединенных Штатов и занимают примерно 11 процентов рынка в США. Spirit снижает затраты и стоимость авиабилетов, взимая дополнительную плату за такие вещи, как ручная кладь и выбор места. JetBlue предлагает больше опций премиум-класса и предоставляет бесплатные преимущества, такие как фирменные закуски и беспроводной доступ в Интернет.

JetBlue делает акцент на города

Представители JetBlue заявили, что ожидают, что это приобретение поможет расширить предложение до так называемого focus cities. Такое решение, используемое авиакомпаниями с обширным парком самолетов применительно к городам, где сообщение «точка-точка» существует давно, практически отсутствует в Европе. Модель focus cities охотно используется американскими перевозчиками – флагманским примером фокус-города является роль нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди в сети American Airlines или JetBlue.

Авиакомпании планируют сосредоточиться на таких аэропортах, как Лос-Анджелес, Форт-Лодердейл и Орландо, Флорида, и Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, а также на аэропортах, которые являются основными узловыми аэропортами для крупных внутренних авиакомпаний, в том числе в Далласе, Хьюстоне, Чикаго и Атланте. Такое предположение основано на том, что JetBlue назвала успехом альянса American Airlines, который способствует росту перевозчика в Нью-Йорке и Бостоне.

По словам представителя JetBlue, объединенные компании будут выполнять около 1700 рейсов в день, обслуживая более 77 миллионов клиентов в год. Когда авиакомпании выведут из эксплуатации несколько десятков небольших самолетов, они будут эксплуатировать парк только из моделей Airbus. В соответствии с соглашением самолеты Spirit получат визуальную идентичность бренда JetBlue.

АндрейБочкарев