Кабина пилотов самолета

Кабина самолета – важнейшая зона в авиалайнере, ведь именно из этого места ведется управление воздушным судном. Здесь находятся рабочие места летчиков, которые с помощью приборной панели и рычагов управления ведут самолет по нужному маршруту.

Устройство кабины пилотов

Итак, в ней находятся:

  • приборная панель;
  • рычаги управления;
  • лобовые стекла с механическими очистителями, схожими с автомобильными, гидрофобным покрытием от осадков.

Лобовые стекла очень прочные: даже если самолет столкнется с птицей, они останутся целы.

Кабина самолета отделяется от салона бронированной перегородкой с дверью.

Кабина самолета сегодня

Почти все современные авиалайнеры оснащены надежной автоматизированной системой управления с многоступенчатым контролем.

Кабина пилотов не всегда была такой, как сегодня: стандартизация произошла примерно 40 лет назад. Помещение со временем компьютеризировалось, ручная система управления самолетом сменилась электрической с сенсорными мониторами и штурвалом, оснащенным электронными ручками по бокам.

Сегодня в кабине самолета обязательно должны быть следующие приборы.

  • Пульт, блок управления.
  • Главный пилотажный (полетный) дисплей: показывает высоту и скорость полета лайнера, а также вертикальную скорость и положение воздушного судна по отношению к земной поверхности и запланированному маршруту.
  • Индикатор навигационных данных, или навигационно-плановый прибор: показывает текущий курс самолета, отклонение от него, если таковое имеется, радиомаяк или станцию и расстояние до нее.
  • Радиопеленгатор: прибор, определяющий радиопеленгацию (направление (пеленг) на источник радиоизлучения). Он состоит из системы антенн и приемно-индикаторного приспособления.
  • Рычаг управления двигателем самолета.
  • Радар (радиолокатор) – устройство для обнаружения и установления местонахождения различных объектов в пространстве по радиоволнам, которые они отражают.
  • Элементы для навигационного управления.
  • Система, оповещающая членов экипажа, а также отражающая состояние двигателя.
  • Резервные устройства.

В планах инженеров – оборудование кабины самолета преобразователями, позволяющими пилотам видеть 3D изображение других лайнеров, окрестности и аэродром вне ВС. Современная аппаратура позволит летать даже при крайне низкой видимости.

Экипаж воздного судна

Авиалайнер может управляться одним пилотом, но обычно экипаж воздушного судна состоит из командира корабля и 2-го пилота, бортового инженера (механика), радиста и штурмана.

В кабине самолета специалисты располагаются следующим образом.

  • Капитан корабля (первый пилот) сидит слева от входа в кабину, а справа от него – место второго пилота.
  • За креслом 2-го пилота располагается бортовой инженер – так, чтобы видеть сигналы, которые передает капитан авиасудна.

Все о том, как устройства и приборы располагают в кабине

Главные и активнее всего используемые устройства находятся под рукой у первого пилота. Из соображений безопасности приборы дублируются и у второго пилота.

Рукоятки, расположенные на боковых пультах, и ножные педали позволяют вручную управлять курсом воздушного судна.

На приборной доске размещены:

  • навигаторы,
  • устройства, отражающие параметры полета,
  • рукоятка, которая отвечает за управление шасси,
  • сигнализация,
  • пульты автопилотирования.

На среднем пульте, который находится в кабине самолета между креслами капитана ВС и 2-го пилота, размещается средний пульт. С его помощью управляют крыльями, воздушным тормозом, радионавигацией и системой связи.

На доске приборов в кабине находятся как главные устройства индикации всех полетных параметров, систем авиалайнера, ручка управления шасси, так и резервные приборы.

Наверху находятся пульты, которыми управляют:

  • самостоятельными полетными режимами;
  • функционированием пилотажных, навигационных указателей.

Также там размещаются датчики, предназначенные для управления самолетным освещением, ЦСО – центральными сигнальными огнями.

Через центральный пульт управляют:

  • механизацией крыла;
  • двигателем;
  • воздушными тормозами;
  • триммированием (автоматы триммирования);
  • навигацией и радионавигацией.

С их же помощью контролируется связь в авиалайнере.

 

Верхний пульт в кабине самолета располагает щитками систем:

  • для электрического снабжения лайнера;
  • топливной подачи;
  • гидравлики;
  • противопожарной защиты;
  • управления наружной светотехникой;
  • кондиционирования.

Что касается правого и левого пультов в этой зоне, там находится персональное, вспомогательное, а также серийное и спасательно-аварийное оборудование. В частности:

  • маски с кислородом;
  • устройства, осуществляющие управление передним колесом лайнера;
  • отсеки для хранения документов;
  • холдеры для стаканов и т.д.

В кабине также имеется шкафчик, в котором пилоты хранят свои вещи. Есть подставки для канцелярских изделий и откидной столик.

Аварийно-спасательные, сервисные и радиосвязные приборы находятся на позиции наблюдателя полета.

Какие приспособления, устройства в ВС применяют при авариях и в целях спасения

Кабина самолета располагает следующими необходимыми для обеспечения безопасности и в аварийной ситуации предметами и приспособлениями.

  • Аптечка с базовым набором лекарств.
  • Капюшоны, защищающие от дыма.
  • Кислородный блок переносного типа.
  • Фонарики.
  • Спасательные жилеты и канаты.
  • Топор.

Верхний пульт предназначен для того, чтобы управлять гидравликой, системой подачи топлива и электроснабжением. С его помощью контролируются пожарная безопасность и кондиционер.

Как защищен экипаж ВС

Перегородка и мощная бронированная дверь, отделяющая кабину самолета от салона, имеют усиленную конструкцию. Дверные замки выдерживают ударные нагрузки. Проникнуть внутрь кабины можно, набрав код. Также в кабине самолета установлены видеосистемы, которые позволяют наблюдать за пассажирами.