Кабина самолета – важнейшая зона в авиалайнере, ведь именно из этого места ведется управление воздушным судном. Здесь находятся рабочие места летчиков, которые с помощью приборной панели и рычагов управления ведут самолет по нужному маршруту.
Устройство кабины пилотов
Итак, в ней находятся:
- приборная панель;
- рычаги управления;
- лобовые стекла с механическими очистителями, схожими с автомобильными, гидрофобным покрытием от осадков.
Лобовые стекла очень прочные: даже если самолет столкнется с птицей, они останутся целы.
Кабина самолета отделяется от салона бронированной перегородкой с дверью.
Кабина самолета сегодня
Почти все современные авиалайнеры оснащены надежной автоматизированной системой управления с многоступенчатым контролем.
Кабина пилотов не всегда была такой, как сегодня: стандартизация произошла примерно 40 лет назад. Помещение со временем компьютеризировалось, ручная система управления самолетом сменилась электрической с сенсорными мониторами и штурвалом, оснащенным электронными ручками по бокам.
Сегодня в кабине самолета обязательно должны быть следующие приборы.
- Пульт, блок управления.
- Главный пилотажный (полетный) дисплей: показывает высоту и скорость полета лайнера, а также вертикальную скорость и положение воздушного судна по отношению к земной поверхности и запланированному маршруту.
- Индикатор навигационных данных, или навигационно-плановый прибор: показывает текущий курс самолета, отклонение от него, если таковое имеется, радиомаяк или станцию и расстояние до нее.
- Радиопеленгатор: прибор, определяющий радиопеленгацию (направление (пеленг) на источник радиоизлучения). Он состоит из системы антенн и приемно-индикаторного приспособления.
- Рычаг управления двигателем самолета.
- Радар (радиолокатор) – устройство для обнаружения и установления местонахождения различных объектов в пространстве по радиоволнам, которые они отражают.
- Элементы для навигационного управления.
- Система, оповещающая членов экипажа, а также отражающая состояние двигателя.
- Резервные устройства.
В планах инженеров – оборудование кабины самолета преобразователями, позволяющими пилотам видеть 3D изображение других лайнеров, окрестности и аэродром вне ВС. Современная аппаратура позволит летать даже при крайне низкой видимости.
Экипаж воздного судна
Авиалайнер может управляться одним пилотом, но обычно экипаж воздушного судна состоит из командира корабля и 2-го пилота, бортового инженера (механика), радиста и штурмана.
В кабине самолета специалисты располагаются следующим образом.
- Капитан корабля (первый пилот) сидит слева от входа в кабину, а справа от него – место второго пилота.
- За креслом 2-го пилота располагается бортовой инженер – так, чтобы видеть сигналы, которые передает капитан авиасудна.
Все о том, как устройства и приборы располагают в кабине
Главные и активнее всего используемые устройства находятся под рукой у первого пилота. Из соображений безопасности приборы дублируются и у второго пилота.
Рукоятки, расположенные на боковых пультах, и ножные педали позволяют вручную управлять курсом воздушного судна.
На приборной доске размещены:
- навигаторы,
- устройства, отражающие параметры полета,
- рукоятка, которая отвечает за управление шасси,
- сигнализация,
- пульты автопилотирования.
На среднем пульте, который находится в кабине самолета между креслами капитана ВС и 2-го пилота, размещается средний пульт. С его помощью управляют крыльями, воздушным тормозом, радионавигацией и системой связи.
На доске приборов в кабине находятся как главные устройства индикации всех полетных параметров, систем авиалайнера, ручка управления шасси, так и резервные приборы.
Наверху находятся пульты, которыми управляют:
- самостоятельными полетными режимами;
- функционированием пилотажных, навигационных указателей.
Также там размещаются датчики, предназначенные для управления самолетным освещением, ЦСО – центральными сигнальными огнями.
Через центральный пульт управляют:
- механизацией крыла;
- двигателем;
- воздушными тормозами;
- триммированием (автоматы триммирования);
- навигацией и радионавигацией.
С их же помощью контролируется связь в авиалайнере.
Верхний пульт в кабине самолета располагает щитками систем:
- для электрического снабжения лайнера;
- топливной подачи;
- гидравлики;
- противопожарной защиты;
- управления наружной светотехникой;
- кондиционирования.
Что касается правого и левого пультов в этой зоне, там находится персональное, вспомогательное, а также серийное и спасательно-аварийное оборудование. В частности:
- маски с кислородом;
- устройства, осуществляющие управление передним колесом лайнера;
- отсеки для хранения документов;
- холдеры для стаканов и т.д.
В кабине также имеется шкафчик, в котором пилоты хранят свои вещи. Есть подставки для канцелярских изделий и откидной столик.
Аварийно-спасательные, сервисные и радиосвязные приборы находятся на позиции наблюдателя полета.
Какие приспособления, устройства в ВС применяют при авариях и в целях спасения
Кабина самолета располагает следующими необходимыми для обеспечения безопасности и в аварийной ситуации предметами и приспособлениями.
- Аптечка с базовым набором лекарств.
- Капюшоны, защищающие от дыма.
- Кислородный блок переносного типа.
- Фонарики.
- Спасательные жилеты и канаты.
- Топор.
Верхний пульт предназначен для того, чтобы управлять гидравликой, системой подачи топлива и электроснабжением. С его помощью контролируются пожарная безопасность и кондиционер.
Как защищен экипаж ВС
Перегородка и мощная бронированная дверь, отделяющая кабину самолета от салона, имеют усиленную конструкцию. Дверные замки выдерживают ударные нагрузки. Проникнуть внутрь кабины можно, набрав код. Также в кабине самолета установлены видеосистемы, которые позволяют наблюдать за пассажирами.