Новость о том, что Embraer и Boeing обсуждают сочетание своего бизнеса, напрямую повлияли на финансовое положение обоих производителей и заставили бразильское правительство незамедлительно ответить на этот вызов.
Главный момент состоит в том, что после подтверждения факта ведения переговоров о слиянии, акции Embraer выросли на 22,5 проц., что является самым высоким показателем с июня 1999 года. С другой стороны, акции Boeing упали на 1,2 пункта. Определенно потенциальная сделка выгодна бразильскому концерну, который во времена президентства коррумпированной Дилмы Русев, увлекся раздачей взяток, за что в итоге сильно поплатился.
Как стало известно журналистам нашего портала, потенциальная сделка давно обсуждалась за кулисами, и особенно остро после покупки программы CSeries Bombardier европейским гигантом Airbus. Проект, который сейчас находится в сфере влияния концерна Airbus, имеет потенциал получить в ближайшее время половину того рынка, где доминирует семейство Embraer E-Jet. Хотя этот сектор рынка не оперирует такими огромными цифрами, какие фигурируют в секторе, где бьются за свою долю семейства Airbus A320 и Boeing 737, но он является самым прибыльным для Embraer. Бразильский производитель здесь располагает (или располагал) практически рыночной монополией, которой никогда не имели авиагиганты Airbus и Boeing.
Embraer, бывший когда-то бразильской технологической и управленческой гордостью, попал в трудную ситуацию после того, как признал взятки при заключении международных контрактов и не может продать за границей свой новый военный грузовой самолет KC-390. Если Bombardier столкнулся с несколькими препятствиями из-за его коммерческого подразделения, получившего субсидии от государства, то Embraer, несмотря на успешный запуск семейства E-Jet E2, пытается оправиться от коррупционного скандала.
Министерство юстиции США, расследующее дело о коррупции в Embraer с 2010 года, обнаружило доказательства нарушений в четырех операциях в период с 2007 по 2010 год. После расследования, проведенного властями США и Бразилии, Embraer признал, что он заплатил взятки в размере 5,97 миллиона долларов США государственным служащим из Доминиканской Республики, Саудовской Аравии и Мозамбика при заключении контрактов на продажу самолетов. Кроме того, согласно данным CVM (Comissão de Valores Mobiliários – комиссия по ценным бумагам Бразилии), компания наняла коммерческого представителя для участия в конкурсе на продажу военных самолетов в Индии, что запрещено законами этой страны. Компания скрывала этот факт при помощи подложного контракта, который, по-видимому, заключался с юридическим лицом, скорее всего, ответственным за закупку коммерческих самолетов.
Власти Индии власти обнаружили в подложные бухгалтерских книгах выплату в размере 5 миллионов долларов индийскому агенту. После подачи жалобы, Embraer был вынужден заплатить приблизительно 206 миллионов долларов США штрафа бразильским и американским властям за снятие обвинений. Кроме того, компания взяла на себя обязательство нанять независимый внешний отдел по борьбе с коррупцией для контроля за соблюдением соглашений на срок до трех лет. Если согласованные условия будут соблюдены, в течение указанного периода никакие обвинения против компании не будут выдвигаться. В конечном итоге бразильский концерн заменил Фредерика Флери Курадо на посту президента компании в 2016 году.
В феврале этого года Embraer также подписал соглашение о сотрудничестве в обмен на снисхождение с федеральным государственным министерством и властями Мозамбика для обмена информацией и документами о коррупционных действиях при покупке самолетов государственными Linhas Aéreas de Moçambique в 2007 и 2009 годах. По данным властей США, Embraer незаконно заработал бы более 83 миллионов долларов США. Наложенный штраф, превышающий 600 миллионов долларов США, более чем в два раза превосходит прибыль, полученную концерном Embraer в 2015 году. Несмотря на то, что сумма была в конечном итоге изыскана и выплачена, наказание представляло собой сильный удар по имиджу компании за рубежом и уменьшило инвестиционные перспективы.
Embraer по-прежнему сталкивается с проблемой реализации двух крупных программ: E2 и KC-390, которые потребовали значительных инвестиций в течение последних нескольких лет. В то время как подразделение коммерческой авиации заключило ряд сделок по самолетам семейств E2, KC-390 испытывает трудности из-за того, что заключен всего только один контракт для FAB. Созданный с перспективой стать естественным заменителем ветерана Lockheed Martin C-130 Hercules, бразильский военный грузовой самолет еще получил ни одного заказа от военно-воздушных сил зарубежных стран. Такие намерения имеют португальские и аргентинские ВВС, но у обеих стран ограниченный бюджет.
CSeries изменил правила игры
Ряд изменений на рынке привел к тому, что два крупнейших производителя нацелились на авиационный сегмент, состоящий из региональных самолетов объемом от 70 до 130 мест. CSeries технически зарекомендовал себя как самолет, способный дополнить портфолио Airbus к семейству A320neo, модели, которые были недавно реконструированы и конкурируют более чем на 130 мест. Вступление Airbus в программу CSeries представляет собой открытие североамериканского регионального рынка, являющегося крупнейшим в мире, где пока доминировал Boeing. Тем более, что администрация Дональда Трампа одобрила 220-процентную импортную пошлину на CSeries для американских компаний, утверждая, что Bombardier получил субсидии на завершение программы, считающиеся незаконными. Огромным преимуществом Airbus является владение производственным объектом в американском штате Алабама, что не только позволит избежать таможенных, но и будет предоставлять ряд налоговых и экономических выгод для местного производства Cseries.
Для Boeing приобрести региональный проект не в первой, у производителя уже была доля в Canadair, по иронии судьбы позже проданная концерну Bombardier. У этого производителя был и Boeing 717, самолет, созданный на базе MD-95 со средней вместимостью 100 пассажиров, который был снят с производства в 2005 году после выпуска более чем 150 самолетов. Таким образом, покупка Embraer позволит Boeing захватить долю уже устоявшегося рынка без необходимости инвестиций в новый самолет.
Андрей Бочкарев