Да ладно. Вы ведь знаете, что хотите этого!
Конечно, летать на частном самолете это все еще непозволительная роскошь, даже с учетом того, что экономика поднимается. Но если вы можете рационализировать это чувство, а это умный ход для всех бизнесменов, то вот практически полное руководство как купить частный самолет.
В конце концов, сейчас самое лучшее время для покупки бизнес джета, поскольку за последние годы по разным оценкам их средняя стоимость упала на 20-50%. Так что сейчас самолеты (относительно) дешевы!
Два важных совета: во-первых, не стоит делать это самостоятельно. Авиационные управляющие компании и консультанты по закупкам способны координировать покупку, а многие из них готовы обеспечить и постпродажное обслуживание – за дополнительную плату, разумеется.
Специалисты постоянно сталкиваются с миллиардерами, которые хотят провернуть сделку своими руками. Но есть миллион и одна вещь, которая может пойти не так – вы не сможете в одночасье стать экспертом по частным самолетам.
И, во-вторых, вам не обязательно владеть самолетом. Есть простые способы арендовать самолет для определенных поездок. В качестве альтернативы можно рассмотреть долевое владение или вступление в тематический закрытый клуб, где вы платите только за определенное количество лётных часов.
Сделайте анализ затрат и выгод
Частный самолет, скорей всего, обойдется вам в миллионы долларов, поэтому эксперты утверждают, что владение бизнес джетом оправдано, если вы летаете 350-400 часов ежегодно.
Также нельзя игнорировать скрытые затраты. Специалисты говорят, что необходимо учитывать такие факторы, как страхование, топливо, питание и содержание лётной команды. Сторонние специалисты возьмут за эти услуги от 100 000 до 200 000 долларов США. Более конкретная цифра будет зависеть от размеров и срока эксплуатации судна.
И помните, что ремонт и обслуживание могут нарушить множество ваших планов – расходы могут быть непредсказуемыми (например, около 50 000 долларов за одну запчасть). Кроме того, вы можете много потерять на том, что решили купить частный самолет на пике ценообразования, а продать придется на спаде рынка по заведомо низкой цене.
Наконец, вспомните о своем имидже и обществе – это особенно актуально для государственных чиновников, ведь покупка частного самолета может означать неприятности с общественностью.
Рассчитайте свои потребности
Если попытаться грубо классифицировать бизнес джеты, то они бывают трех размеров: маленькие, средние и крупные.
Согласно данным компании General Aviation Services, легкие самолеты (стоимостью 3-8 млн долларов) могут принять на борт от 5 до 8 пассажиров и переместить на расстояние до 2000 миль (3200 км). Частный самолет среднего размера (цена от 9 до 16 млн долларов) может принять до девяти пассажиров, и летает на расстояния 2000-3000 миль (3200-5000 км). Крупные эксклюзивные судна (стоимостью от 17 до 45 млн долларов) вмещают до 12 гостей, а дальность их полетов превышает 4000 миль (6500 км).
Новый или б/у
Депрессивная экономика означает, что на рынке будут преобладать подержанные самолеты, а значит, желание купить новый бизнес джет может растянуться на пару лет.
Тем не менее, подержанный самолет может не оказаться столь замечательной идеей. Например, если вы планируете пользоваться аэропортами США, да и большинства прогрессивных стран мира, то должны будете привести судно в техническое соответствие с принятыми правилами, а это потребует дополнительных сотен тысяч долларов и нескольких месяцев простоя из-за переоснащения лайнера.
Сложно сказать, что выйдет дешевле: покупка нового судна или приобретение старого бизнес джета с необходимостью вкладывать дополнительные средства в ремонт.
Новые частные самолеты обычно имеют пятилетнюю гарантию. Вам все равно придется платить за проверки, но большинство других расходов покроются гарантийными обязательствами производителя. Сверх гарантии вам придется вносить почасовую оплату, чтобы покрыть многие части, которые не прошли через обычный износ. Чтобы минимизировать расходы, вы можете оплатить почасовую ставку за инспекционную программу. Она охватывает очень дорогостоящие осмотры и капитальные ремонты, которые обязательно потребуются через несколько лет эксплуатации самолета.
Отправляйтесь на поиски воздушного судна
Обычно консультанты помогают в поиске и подборе оптимального варианта. Возможно, консультант будет непосредственно участвовать в процессе поиска самолета, или, может быть, он направит вас к авиаброкеру. В любом случае управляющая компания заинтересована в том, чтобы обеспечить вам удовлетворенность на долгосрочной основе, поэтому приложит все усилия, чтобы помочь выбрать правильный частный самолет.
Чтобы попытаться провернуть покупку бизнес джета в одиночку, изучите максимум информации в специализированной литературе и на страницах профильных сайтов.
А теперь возьмите его на тест-драйв
Если большинство людей пробуют перед покупкой машину Honda Civic, имеет смысл взять на тест-драйв новенький Gulfstream. Это особенно рекомендуется новичкам, т.е. тем, кто покупает самолет впервые.
Большинство покупателей уже хоть раз в жизни летали частными самолетами, поэтому примерно представляют, какое судно им может понравиться. Время от времени организуются полеты, когда потенциальный покупатель переводит часть суммы, а значит, соглашается заплатить за рейс. Кроме того, производители часто устраивают демонстрационные полеты в определенной зоне неподалеку от аэропорта, и приглашают на такие тест-драйвы заранее определенный круг клиентов.
Проведите инспекцию
Прежде чем вы примите окончательное решение купить частный самолет и подпишете все необходимые документы, убедитесь, что судно находится в пригодном для полетов состоянии и стоит запрашиваемой цены. Это по большей части вопрос денег, нежели безопасности, хотя грамотные проверки способны выявить проблемы безопасности полетов, особенно в старых и не очень качественно обслуживаемых самолетах. Определение несоответствий способно в дальнейшем сэкономить миллионы долларов.
Найти финансирование
Специалисты говорят, что эталонный срок кредита составляет от трех до пяти лет с амортизацией займов 15-20 лет для более новых самолетов и 10-12 лет для старых моделей 1980-х годов. В транзакции также могут быть включены штрафы за преждевременную оплату, как правило, в первые три года санкции составляют 1%. Конечно, к любой покупке применяют стандартные виды сборов.
Например, частный самолет King Air C90 2006 года стоимостью 2,7 млн долларов, вероятно, получит финансирование в размере 80-85% с амортизацией 15-20 лет и ставками в размере 6,5% в течение первых пяти лет и 5,5% в последующие три года.
Благодаря великой рецессии гораздо меньше людей претендуют на кредитование. Так, крупнейшие финансовые организации, такие как Merrill Lynch, CIT и Center Capital Corp вовсе перестали предоставлять кредиты на покупку частных самолетов.
Рынок продаж и рефинансирования значительно сократился. В прошлом году ситуация в сфере частной бизнес авиации была очень схожа с положением на рынке недвижимости: все пытались продать объекты по цене прошлого, а не нынешнего года.
Наймите юриста
Факт владения частным самолетом подразумевает множество налоговых и правовых последствий, которые начинаются прямо в процессе покупки. Вам понадобятся юрисконсульты, разбирающиеся в законодательстве в области авиационных налогов, специалист по страхованию и правилам поведения в небе.
Это совсем не то же самое, что владеть автомобилем, где вы просто отправляетесь к дилеру, и выбираете модель и цвет, которые вам нравится. Покупка частного самолета – гораздо более сложный процесс.
«Тюнингуйте» судно
Современный мир предлагает множество способов сделать так, чтобы при виде вашего самолета у людей пропадал дар речи.
Специалисты говорят, что полный дизайн корпуса может обойтись в $85 млн, не считая такую важную часть конструкции воздушного судна как планер. Профессионалы приводят пример, как только медицинское оснащение лайнера обошлось владельцу в $2,8 млн; дополнительный миллион долларов был потрачен на установку золотого душа, где одна только душевая лейка из 24-каратного золота стоила $120 000.
Иные собственники оснащают свои летающие дворцы гидромассажными ваннами, полноценными обеденными зонами и мини-кинотеатрами. Так, например, сделал саудовский принц Аль-Валид бин Талал, чей самолет до суперсовременного оснащения современными гаджетами и прочими «земными» благами цивилизации стоил $300 млн.
Если же в связи с мировым финансовым кризисом вы потеряли большую часть своего состояния, но душа все равно просит праздника и роскоши, то можно купить и отремонтировать старый лайнер. По некоторым оценкам, полная модернизация судна будет стоить от $750 000 до $2 млн.
Вам нужна система противоракетной обороны?
Если да, то вездесущие революционеры от мира высоких технологий имеют что вам предложить. Подобная система стоит около миллиона долларов. Специалисты «Уолл-стрит джорнэл» предостерегают: подобные системы не сертифицированы для использования в гражданских целях, поэтому, при необходимости, попытайтесь, но будьте готовы к бюрократическим сложностям.
Наймите команду управленцев
Как только вы решили купить частный самолет, проблемы, вопросы и сложности начинают возникать в буквальном смысле из воздуха. Если вы не являетесь частью крупной компании с летной командой профессионалов, вам, скорей всего, понадобится консультант для управления инвестициями.
Компания по управлению частными бизнес джетами берет на себя очень много забот: набирает экипаж и пилотов; следит за техническим обслуживанием самолетов; ведет учет топлива, износа запасных частей, зарплат сотрудников; заботится о своевременном и оптимальном виде страхования; координирует полеты; организует место для стоянки судна (обычно это место в общем ангаре местного аэропорта).
Управляющие компании также помогают сдавать частный самолет в аренду, на время, когда собственник не использует судно в личных целях.
Шошина Ольга