Как маркетинговые войны создали несуществующую модель самолета

К маркетинговым уловкам с изменением названия моделей, чтобы привлечь клиентов,  прибегают не только производители неудачных самолетов, как это, например, было с Sukhoi Super Jet – 100, ставшим просто Super Jet – 100. Среди авиакомпаний конкуренция выше, соответственно их изобретательность оказывается куда более изощренной.

Lockheed Constellation

В свое время у самолетов бразильской авиакомпании Varig на топливных баках наносилось изображение Икара

Особо острые, а порой курьезные, формы маркетинговых войн проходили в Бразилии. Некоторые из их стали классикой для учебников маркетинга, другие — авиационными байками и легендами. Предлагаем вниманию читателя истории некоторых их них.
В свое время у самолетов бразильской авиакомпании Varig на топливных баках наносилось изображение Икара, пока другой перевозчик из этой страны Real не написал там же Super H …..
После окончания Второй мировой войны на рынке появилось большое количество транспортных самолетов, которые стали лишними и распродавались по всему миру по очень низким ценам, так Douglas C-47/DC-3 можно было купить за 500 долларов. Это стимулировало появление бесчисленных авиакомпаний, но некоторые из них были настолько недолговечны, что исчезали практически незамеченными на рынке.

Большинство из них обанкротилось, многие были приобретены другими, и очень немногие выжили, основывая свои авиапарки на базе вышеупомянутых C-47 DC-3, а также C-54 / DC-4, Curtiss C-46, Consolidated PBYCatalina, Lockheed Constellation и других. Это сделало авиаперевозки пассажиров и грузов очень популярными, и, следовательно, производители начали разрабатывать все более современные, быстрые и удобные самолеты.

Авиакомпании, которые могли позволить себе новые модели, и те, которые этого не могли, прибегали к различным уловкам, которые сегодня мы бы назвали “маркетинговой войной”, чтобы создать впечатление, что их самолеты были более современными, чем у конкурентов.
Хорошо известным примером были перевозчики, которые использовали старые DC-4/C-54 еще с военного времени, но не смогли купить новый Douglas DC-6: главным визуальным отличием между ними была форма иллюминаторов (у DC-4 она была овальная, и квадратная у DC-6). Некоторые операторы старых рисовали черные квадраты вокруг иллюминаторов, чтобы, по крайней мере на расстоянии, самолет выглядел как новая модель.

Рождение Super I

Однако самым величайшим проявлением изобретательности стало использование название единственного (и существующего только в воображении маркетологов) Constellation Lockheed Super I.

Все началось в 1955 году, когда авиакомпания Varig получила свой первый Constellation Lockheed L-1049G-2 (PP-VDA, PP-VDB, PP-VDC). У модели VDA уже были характерные прямоугольные иллюминаторы, но все еще имелся короткий нос от предыдущей модели. Разница в этом случае была обусловлена ​​отсутствием метеорологического радара, но позже модель была оснащена радаром и длинным носом, характерным для Super.

Кроме иллюминаторов новой формы, эти самолеты оснащались более мощными двигателями, винтами с переменным шагом и были больше, чем L-049/-149 Constellation Panair; кроме того, в нижней внешней части дополнительных баков изящным курсивом наносилась надпись Super G.

 Обратите внимание на надпись Super H на заковцовке крыла Super Constellation компании Real.


Обратите внимание на надпись Super H на заковцовке крыла Super Constellation компании Real

В 1957 году Varig получил еще три Super G (PP-VDD, PP-VDE и PP-VDF), последние два с баками на концах крыльев, в то время как в следующем году Real получил четыре L-1049H (PP-YSA), PP-YSB, PP-YSC и PP-YSD). Разница между сериями G и H была исключительно в том, что модели последней могли быть легко конвертированы в грузовое судно, о чем свидетельствовали усиленный пол и грузовой люк в фюзеляже. Таким образом, только очень внимательный наблюдатель заметил бы, что у самолетов Real был такой грузовой люк.

Воспользовавшись тем, что на концах крыла установлены баки, Real нанес на них надпись «Super H», намекая, что более его самолеты современны, чем «Super G» у Varig. Раскусив стратегию конкурента, у компании из Риу-Гранди-ду-Сул появилась очень креативная идея сделать свой Super G более современным, чем Super H от Real.

Решение состояло в том, написать на баках «Super Intercontinental» с огромным красным «I». Издали пассажир мог прочитать «Super I», то есть для непрофессионала было очевидно, что буква «I» идет после «Н», следовательно, она более современная.

Обратите внимание на огромный I, который нанесен на заковцовке крыла Lockheed Constellation Varig

Обратите внимание на огромный I, который нанесен на заковцовке крыла Lockheed Constellation Varig

По иронии судьбы, когда в 1961 году Varig поглотил Real, Super H приобрел новую ливрею, включая надпись «Super Intercontinental» на баках.

Спустя годы гонка за самый современный самолет продолжился. Varig получила свой первый 737-200 вскоре после Vasp, затем назвала его 737-200 Super Advanced. Vasp не оставила такой выпад без ответа и его 737-200 стал 727-Super-200.

Другой маркетинговый ход имел место с L-188 Electra, в Бразилии   перименованного  в Electra II, как способ дистанцироваться от модели Electra (Electrinhas), с которой в Соединенных Штатах произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.