Скандалы при вносе багажа на борт самолетов Ryanair, как это недавно произошло на рейсы в израильские аэропорты, – не редкость. Авиакомпании изыскивают возможности, чтобы заработать на пассажирах не только продавая им билеты.
Острая конкуренция на рынке заставляют перевозчиков показывать низкие тарифы. Они стали возможны благодаря тому, что перевозчики вводят все больше платных услуг и товаров. В текущем году на авиационные путешествия пассажиры потратят 891 миллиард долларов США – на 74 миллиарда больше, чем в прошлом. Это следует из прогноза, сделанного Всемирной Ассоциацией авиационных перевозчиков (IATA). В 2017 сумма составляла 787 млрд, из которых 81 млрд (!) авиакомпании заработали на дополнительных услугах, т.е. более 10 проц.
Air France и ее дочерняя KLM ввели тарифы, позволяющие путешествовать только с ручной кладью. Вроде бы ничего не изменилось. Как бы не так! Ибо сейчас работники авиакомпании более, чем когда-либо ранее, скрупулезно взвешивают и измеряют сумки пассажиров перед их входом на борт. Мало радости в том, что наш багаж не был досмотрен или взвешен во время регистрации, тем более – все чаще мы проходим ее самостоятельно. Не только в Париже, но и в других французских аэропортах, прежде чем пройти регистрацию, нужно положить на весы все, что мы хотим взять на борт, и уже не проходят уловки с ноутбуком подмышкой. Все, что имеется, должно весить 12 кг и не более. В противном случае пассажира отправляют к стойке оплаты перевеса, чтобы заплатить разницу в тарифе. И то не маленькую.
Нужно также иметь в виду весовой контроль и обмер ручной клади во время пересадок. Аэропорт Амстердама известен тем, что в залах вылета, непосредственно перед выходом в гейт, появляется работник авиакомпании с весами, а на входе в самолет – шаблон для обмера. Понятно, что это означает для тех, которые считали, что если им удалось пронести большой багаж на предыдущий рейс, то получится и на следующем.
В германских аэропортах не является редкостью также контроль числа ручной клади, которую пассажир желает взять на борт. Дополнительной единицей считается даже пакет с покупками из магазина беспошлинной торговли, если его размеры привлекают внимание. Авиакомпании заботятся о прибыли и не только получаемой с дополнительных оплат для пассажиров. Она зависит еще и от того, как быстро они поднимутся на борт и воздушное судно будет готово к взлету. Долгое время ожидания, пока пассажиры уложат багаж, означает задержку вылета, в экстремальных условиях – даже потерю слота, т.е. выделенного и выкупленного за миллионы евро или долларов временного интервала для выполнения операций в аэропорту.
Air France является также одним из очередных перевозчиков, которые ввели платную еду. Бесплатно пассажир получает только пакет чипсов или шоколадный батончик, а за набор «la carte», которого ранее не было в эконом-классе, уже надо платить. Можно еще выбрать другой вариант – доплатить и насытиться тем, что подают бесплатно пассажирам в бизнес-классе. Питание от Marks&Spencer с прошлого года можно покупать в самолетах British Airways. За алкоголь взимается оплата уже в большинстве авиакомпаний. Даже в таких, как Emirates в эконом-классе – за шампанское. Пока только Qatar Airways, несмотря на серьезные проблемы после введения против Катара арабскими странами политического и экономического эмбарго, поддерживает стандарт, некогда введенный ближневосточными авиаперевозчиками.
В противоположенном направлении движется польская компания LOT, которая во время трудной реструктуризации ввела платное питание и напитки на ближнемагистральных рейсах, а теперь начинает раздавать бесплатно. Началось это с воды (сначала негазированной), потом появился бесплатный чай и кофе. Немного позднее на дальнемагистральных рейсах стали бесплатно давать вино и пиво. И перевозчик обещает очередные шаги в этом направлении.
Рост расходов населения на авиационные путешествия включает также оплату за доступ к Интернет, который вводят очередные авиакомпании. Обычно это составляет 10 долларов за 2,5 часа.
В самолетах становится все теснее. Перевозчик начинает зарабатывать, когда рейс наполнен более, чем на 70 процентов. В то же время, как следует из анализа IATA, большинство самолетов в Европе наполнены всего на 85 проц.
Этот год может стать временем роста расходов авиакомпаний. Дороже становится топливо, так как нефть уже по 70 долларов, в то время как в прошлом году средняя цена барреля была всего 55. Увеличиваются расходы и на содержания персонала, который видел в прошлом растущие доходы перевозчиков и оказывает давление на перевозчиков, требуя повышения зарплаты. Между тем прибыль с одного перевезенного пассажира не поражает воображение – в Европе это всего 9,99 доллара, в Латинской Америке – 3 доллара, 2,65 – в азиатско-тихоокеанском регионе. Таковы данные IATA. Больше всего на путешественниках зарабатывают американцы, которые довели систему дополнительных оплат и всю организацию полетов до совершенства, – 16,67 доллара.
При этом прибыли перевозчиков в этом году должна вновь вырасти. В Европе она составит 11,5 млрд долларов, против 9,8 млрд в 2017-м, в Северной Америке – 16,4 млрд, на Ближнем Востоке – 600 миллионов, в азиатско-тихоокеанском – 9 млрд, против 8,3 млрд в прошлом году. Но это пока не означает, что билеты могут подорожать. Скорее всего просто будет меньше кампаний по продаже дешевых. Отсюда один вывод: билеты стоит резервировать заранее и с особой тщательностью упаковывать свой багаж или ручную кладь.