Аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге, запустив программу «Открытое небо» в качестве эксперимента на следующие пять лет, готовится к осаде бюджетных авиакомпаний. Инициатива уже встретила значительный интерес перевозчиков.
Открытие пятилетнего периода программы «Открытое небо» в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге является частью более широких усилий России по увеличению туристического потока в город, в том числе ослабление визовых требований для туристов, в рамках которой путешествующие в Санкт-Петербург, смогут воспользоваться специальной электронной визовой системой, а заполнение онлайн-заявки займет всего несколько минут.
Благодаря принципу «открытого неба», авиакомпании смогут получить разрешение на эксплуатацию стыковочных рейсов, минуя требование о заключении традиционных межправительственных двусторонних соглашений. Это также связано с тем, что перевозчики смогут осуществлять воздушные сообщения не только из своей страны, но и из третьих стран, используя так называемую «Седьмую свободу». Таким образом, например, Ryanair сможет выполнять рейсы из Великобритании, WizzAir из Польши или airBaltic из Литвы, хотя предлагать такие маршруты будет невозможно на основе традиционных двусторонних соглашений. Изменения планируются таким образом, чтобы усилить спрос на туристический трафик, тогда как спрос на поездки для деловых целей будет регулироваться старыми правилами.
Большой интерес
Планы четвертого по величине аэропорта в России, уступающего только трем аэропортам в Москве, вызвали значительный интерес у бюджетных авиакомпаний. Официально свое желание открыть новые рейсы уже высказали такие авиакомпании, как Ryanair, EasyJet, WizzAir, Volotea, airBaltic и Fly One. Всего на прошлой неделе авиакомпании обратились за разрешением на полеты в 22 страны, включая Великобританию, Германию и Францию. Чиновники Санкт-Петербурга также сообщили, что один из перевозчиков из Содружества Независимых Государств выразил желание использовать программу для открытия рейсов из Санкт-Петербурга в США.
Власти Northern Capital Gateway, которая владеет аэропортом Пулково, уверены, что беспрецедентное открытие аэропорта будет идеальным на практике. В этом случае спрос на рейсы в Санкт-Петербург будет увеличиваться еще больше и поддерживать двузначные темпы роста пассажиров, которых аэропорт достиг в 2017 и 2018 годах. В 2018 году Санкт-Петербург обслужил 18,1 миллиона пассажиров. На данный момент аэропорт попросил российское правительство одобрить 33 сообщения. Если это произойдет, то к 2025 году количество пассажиров в аэропорту увеличится на 75 процентов до 35 миллионов человек в год.
По словам Максима Акимова, заместителя премьер-министра России, отвечающего за гражданскую авиацию и надзор за аэропортами, в России никогда не предпринималось такого уровня либерализации воздушного движения для иностранных перевозчиков, но это решение будет способствовать поддержке развития Санкт-Петербурга.
«Открытие доступа в Санкт-Петербург на основе выбора маршрутов — это умный шаг со стороны российского правительства. Это означает, что таким образом власти могут выбирать пункты назначения и аэропорты, являющиеся центрами недорогих перевозчиков», – комментирует Эндрю Керран из Simple Flying.
Российские перевозчики обеспокоены переменами
Либерализация доступа к воздушному пространству над Санкт-Петербургом для перевозчиков из-за рубежа означает, что для российских авиалиний, включая Аэрофлот, увеличится число конкурентов. Поэтому неудивительно, что российские авиакомпании, мягко говоря, далеки от энтузиазма по поводу новых правил, тем более что они будут исключены из «открытого неба» в Санкт-Петербурге как минимум на пять лет. По общему признанию, после этого периода сеть сообщений может быть, как сообщает Акимов, «передана авиакомпаниям из России или оставаться в руках иностранцев», но даже в этом оптимистичном варианте для компаний из России до 2025 года их доходы пострадают.
«Мы категорически против предоставления иностранным компаниям режима «открытого неба» в Санкт-Петербурге в то время, когда российские компании не получают аналогичных прав в странах, авиакомпании которых будут летать из Пулково в третьи страны», – заявил один из руководителей крупной авиакомпании из России в разговоре со СМИ.
Шансы на то, что голос российских авиакомпаний будет услышан, довольно низки, учитывая тот факт, что сам президент России одобрил перемены. В крупномасштабный проект помимо Пулково войдут также 40 аэропортов, расположенных на Дальнем Востоке России. Работа направлена не только на улучшение транспортных услуг в изолированных районах страны, но и на укрепление международного туризма и привлечение иностранных инвестиций.
Как показывают примеры из других стран, в конечном итоге либерализация воздушных перевозок может принести пользу всем сторонам — увеличивая количество пассажиров, она может принести экономические выгоды Санкт-Петербургу и всей России, в то время как повышение конкурентоспособности и повышение эффективности может стать движущей силой перемен для российской авиационной отрасли. Благодаря более широкому выбору соединений, заставляющих перевозчиков снижать цены на билеты, пассажиры получат выгоду от этих изменений.
Но это все в идеале и при реально работающем рынке, который в России имеет несколько странные формы. На самом деле трудно предсказать как будут развиваться события. Учитывая, высокий уровень коррупции, а также тесных личных связей руководителей авиакомпаний с руководством страны и регионов либо их зависимость от последних (без этого они просто не смогли бы существовать в сложившейся экономической модели), возможно, что авиакомпании будут требовать финансовой помощи из бюджета на компенсацию. Таким образом гипотетическое снижение цен на билеты российскими перевозчиками может повлечь увеличение налогов и сборов.
На такую мысли наводит одно из последних решений флагманского российского перевозчика Аэрофлот приобрести SSJ-100, от которых за рубежом отказались даже нетребовательные бюджетные авиакомпании. Во многом такое решение было продиктовано тем, что приобретение этих самолетов было оплачено государственным убыточным банком ВТБ.
Андрей Бочкарев