В отличии наземного транспорта авиация вообще более зависима от погодных условий. Как мы знаем из своего опыта путешествий традиционными авиакомпаниями, чаще всего отмены рейсов происходят именно из-за плохой погоды. Правда современные самолеты становятся все более всепогодными, по сравнению с теми летательными аппаратами, которые были на заре развития авиации
Тем не менее внимание к прогнозу погоды и мониторинг текущих метеорологических условий и сегодня остается неотъемлемой частью планирования полетов любых видов авиации, в том числе и частной, и военной.
Когда клиент арендует частный самолет, наши консультанты приступают к тесному сотрудничеству с авиаперевозчиком и наземными службами, чтобы выбрать лучший маршрут на основе данных, предоставляемых системами планирования. Они всегда и прежде всего учитывают погодные условия и реагируют на малейшие изменения, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и оптимизировать время в пути.
На организацию полетов на самолете влияют различные факторы связанные с погодой: обычные параметры, связанные с направлением и силой ветра, более конкретные явления, такие как снег и туман.
ВЕТЕР
Направление и сила ветра более всего влияют на продолжительность полета. Попутный подталкивает самолет вперед, что помогает сократить продолжительность полета, увеличивая его скорость, в то время как встречный ветер имеет противоположный эффект и замедляет скорость самолета.
Разница по времени полета иногда достигает значительной величины, что можно наблюдать во время трансатлантических перелетов туда и обратно, наиболее заметно влияние струйных потоков: быстрые ветры протекающие с востока на запад и образующие узкие ленты, обычно расположены между 7 и 16 км над уровнем моря, что является типичной высотой, на которой летают большинство самолетов.
Самолеты спроектированы и испытаны так, чтобы выдерживать самые сильные нагрузки, но, хотя это может нарушить комфорт полета, тряска и турбулентность, вызванные этими ветрами не представляет угрозы безопасности.
При взлете, как и при посадке, встречный ветер бывает полезным, чтобы уменьшить его посадочную скорость относительно земли (при этом аэродинамическая скорость удерживает его в воздухе). В то же время боковой ветер усложняет эти операции, поэтому аэропорты вводят ограничения на их совершения в случае сильных ветров. В некоторых аэропортах имеются несколько не параллельных полос, выполненных вдоль направления преимущественных ветров, чтобы пилоты имели возможность взять курс, противоположный направлению ветра.
ДОЖДЬ
Дождь как таковой не мешает полетам, но в сочетании с сильным ветром он может создавать дополнительные трудности как при планировании полетов, так и в пилотировании, а иногда даже в изменении скорости полета.
Современные самолеты, выполненные из металла, пластика или углеволокна (раньше использовались ткань и дерево), как правило, водонепроницаемы. В связи с этим только видимость является критическим фактором. Когда скорость воздушного судна высока, то проблем не возникает – встречный поток сдувает воду с лобового стекла. Но при низкой скорости или рулежке на земле приходится применять «дворники» по типу автомобильных. На некоторых моделях самолетов вместо них используется продувка воздушной струей под высоким давлением. Gulfstream на новых бизнес-джетах применяет водоотталкивающее покрытие вместо внешних устройств.
СНЕГ И МОРОЗ
Основная проблема в холодную погоду – движение самолета на земле. Самолеты предназначены для работы при крайне низких значениях температуры окружающей среды (ведь на высоте 10000 м она может достигать -60 ° С или даже -80 ° С). Таким образом, основными факторами, которые следует учитывать при снегопадах или морозах, является состояние взлетно-посадочной полосы и обледенение самолета на земле.
Частные самолеты в этом отношении менее критичны, чем большие авиалайнеры, поскольку они могут использовать небольшие аэродромы, которые очищаются быстрее, чем более крупные воздушные гавани. По этому в то время как всем рейсовым самолетам дается указать оставаться на земле из-за снегопада, самолеты частной авиации могут взлетать, как только взлетно-посадочная полоса становится более или менее чистой.
ТУМАН
Все самолеты, в том числе частные бизнес-джеты, зависят от капризов погоды и могут испытывать трудности с взлетом или в случае снижения видимости. Поэтому все больше из них теперь имеют систему автопилота, которая позволяет им приземляться по приборам «вслепую».
В аэропорту, когда видимость (также известная как RVR для ВПП) составляет менее 1500 метров, пилоты должны придерживаться конкретных рекомендаций: процедуры с низкой видимостью (LVP), в более сложных условиях диспетчеры воздушного движения ограничивают количество воздушных судов на земле, чтобы избежать возможных аварий.
Поскольку туман часто господствует только в небольшой области, план полета частного самолета может быть изменен в последнюю минуту, чтобы избежать региона, где присутствуют сложные погодные условия и ограниченная видимость. Такую гибкость традиционные авиакомпании позволить себе не могут.
СОЛНЦЕ
Самолет может выдерживать тепло и солнце (до 53 ° C, в зависимости от типа самолета), но высокие температуры могут повлиять на его эффективность. Поскольку горячий воздух менее плотный, чем холодный, он снижает мощность двигателей и несущую силу крыльев, что вызывает необходимость использования более длинной взлетно-посадочной полосы, при этом снижается скороподъемность и полезная нагрузка. Чтобы это компенсировать, пилотам приходится увеличить мощность. Таким образом, если высокие температуры редко препятствуют взлету самолета, они должны учитываться в плане полета.
И еще одно преимущество бизнес-джетов состоит в том, что они идут на несколько шагов впереди в технологическом развитии. Многие уже получили в свое распоряжение четырех мерные погодные радары, с помощью которых пилот видит на экране дисплея всю метеорологическую обстановку по курсу самолета на много километров вперед и может выбирать наиболее оптимальный и безопасный маршрут.
Андрей Бочкарев