Индийский авиарынок стремительно адаптируется к заполнению пробела, оставленного вылетом Jet Airways. Прямо сейчас, это похоже на три лошадиных забега, с Vistara, IndiGo и SpiceJet, все выигрывают от слотов, самолетов и сотрудников, которые раньше были частью Jet. Рассмотрим, кто же больше всего выигрывает от краха Jet Airways.
Коллапс Jet Airways оставил большую дыру в пропускной способности как на внутренних, так и на международных рейсах. По данным Air Insight, Jet Airways выполняла 580 рейсов в день по 37 внутренним и 20 международным направлениям в течение 2017-2018 финансового года. Их заземление уменьшило размер флота индийской авиации с 638 в начале года до 569 в начале мая.
Как эта потеря мощностей влияет на авиационный рынок Индии? Давайте посмотрим.
IndiGo
Крупнейшая индийская авиакомпания IndiGo выполняла около 1300 ежедневных рейсов в течение последнего финансового года по сравнению с 950 годом ранее. К ним относятся 53 внутренних и 17 международных маршрутов, причем 14 новых маршрутов были объявлены в середине марта этого года. Их доля рынка в Индии составляет 43,4%, и у них тоже есть довольно агрессивные планы расширения.
В апреле перевозчик добавил 44 новых внутренних рейса, из них 18 – по маршруту Мумбаи-Дели. Чтобы еще больше заработать на крахе Jet, IndiGo переехала в терминал 2 из терминала 1 в Мумбаи, который раньше был центром для Jet. Сообщается, что они добавили 285 бывших пилотов в свой список, всех из которых нужно будет переучивать, чтобы летать на A320.
IndiGo было предоставлено 120 мест в аэропорту Jet, на 10 меньше, чем SpiceJet, но все же большая часть того, что было доступно. Авиакомпания сообщила о рекордной прибыли в первом квартале года, связанной с Rs 589.6 crore ($85m) вместо Rs 117.6 crore ($17m) за тот же период прошлого года. Согласно прогнозам, доля рынка IndiGo может пройти отметку 50% к концу этого квартала, сообщает The Week.
SpiceJet
SpiceJet еще один крупный игрок на индийском авиационном рынке, выполняющий около 380 услуг в день. Лоукост-перевозчик был одним из самых агрессивных при переходе в разрыв Jet Airways, добавив около 124 новых рейсов в свой график с начала года. 23 из них были добавлены между Мумбаи и Дели в ответ на заземление Jet Airways.
Из всех индийских перевозчиков SpiceJet приобрел большинство слотов в аэропорту от Jet Airways. Генеральный директорат гражданской авиации (DGCA) выделил 130 мест для SpiceJet. Они также получили более 30 старых самолетов Jet, все из которых были введены в рекордное время, начав работу менее чем через две недели после их приобретения.
SpiceJet тоже разместили лучше средней прибыль в последнем квартале. Однако, несмотря на отличный первый квартал, авиакомпания опубликовала общий убыток за 2018/19 финансовый год в размере 316 рупий ($45m). Истинную силу SpiceJet еще предстоит увидеть, так как перевозчик все еще борется со многими заземленными самолетами 737 MAX.
Vistara
В отличие от двух других крупных игроков, Vistara позиционирует себя как премиум-перевозчик, работающий на бизнес-участке спектра. Корпоративные путешественники, которые раньше летали на реактивных самолетах, естественно, мигрировали в Vistara. Ранее Vistara изо всех сил старалась вырасти из ключевых хабов Дели и Мумбаи, так как все слоты были выделены. Однако теперь им предоставлено не менее 110 бывших слотов Jet, что дает им прекрасную возможность показать, на что они способны.
Vistara также приобрела 10 старых самолетов 737 Jet Airways, но представила их несколько медленнее, чем управление SpiceJet. Они также сообщили, что наняли около 500 сотрудников Jet Airways для эксплуатации и обслуживания этих новых самолетов. Еще они смотрят на бывший реактивный флот 777 и готовы начать добавлять международные мощности, если они предоставят эти самолеты. Если их стратегия добавления потенциала с новыми 737 из Мумбаи и Дели сработает, это поможет Vistara стать лучшим выбором для бизнес-путешественников в будущем. Их распределение слотов позволит им летать до 14 раз в день в каждую сторону, что даст корпоративному путешественнику не только хороший сервис в воздухе, но и выбор времени вылета.
Кто проигрывает?
Авиакомпании явно пожинают плоды гибели одного из крупнейших авиаперевозчиков Индии. Но не у всех есть повод праздновать. С тех пор, как самолет перестал летать, пассажиры видели рост цен на целых 100% на некоторых маршрутах, и хотя они начали успокаиваться, они еще не приблизились к близким предыдущему уровню.
Однако искусственно заниженные тарифы были вызваны чем-то вроде войны тарифов на авиационном рынке, забитом поставками. По данным Business Today, сектор вырос на 23,18% в 2016 году, что является самым высоким показателем в отрасли, а затем на 17,3% в 2017 году и 18,6% в 2018 году. Напротив, апрельский рост составил всего 2,53%, что является самым низким показателем за последние пять лет.
Искусственное стимулирование отрасли с неустойчивыми тарифами никогда не будет работать хорошо. Крах Jet привел к падению избыточной мощности, и как таковые тарифы увеличились. Повышенные тарифы означают меньше рейсов, что приводит к медленному росту, наблюдаемому в прошлом месяце.
Хорошей новостью является то, что в конечном итоге тарифы стабилизируются на управляемом уровне; где-то между тем, что пассажиры считают доступным и где авиакомпании могут получить прибыль. Тогда, и только тогда, другие индийские авиакомпании будут в безопасности от того же пути, что и Jet. Риск заключается в том, что крупные игроки, такие как IndiGo и SpiceJet, лежат на такой дополнительной мощности, и ценовая война начинается снова. Будем надеяться, что этого не произойдет.