Аэропорт Лас-Вегаса

Карантинное чтиво. Невероятная страница в истории авиации, которая спасла казино от банкротства, но не спасла от мафии

Для того чтобы скрасить вынужденный карантин, предлагаем нашим читателям интересную историю об одном из авиационных рекордов, в установлении которого сыграла  роль даже секретарша главы производителя авиационных моторов. Рекорд помог спасти от банкротства казино, но не помог спасти его от мафии, использовавшей профсоюз дальнобойщиков в качестве ударной силы для рейдерских захватов. Звучит невероятно, но самый продолжительный в истории полет совершил маленький одномоторный самолет.

Аэропорт Лас-Вегаса
Аэропорт Лас-Вегаса. Зона выдачи багажа. Трудно заметить висящий под потолком Cessna 172

Те, кто проходил через секцию выдачи багажа в Терминале 1 международного аэропорта Маккарран в Лас-Вегасе, должны были заметить висящий под его потолком Cessna 172. Это — уникальный самолет из коллекции небольшого Музея авиации в Маккарране, который собирает факты и предметы, относящиеся к авиации в Неваде.

Выставленный самолет является частью захватывающей дух истории Лас-Вегаса, до сегодняшнего дня удерживающий рекорд времени непрерывного пребывания в воздухе, которое составило поразительную цифру в 64 дня, 22 часа, 19 минут и 5 секунд. Каким бы невероятным это не казалось, маленький одномоторный самолет находился в воздухе более двух месяцев ни разу не совершив посадку. Шанс на такое приключение выпал в результате сочетания ряда факторов, таких как хорошая доза авантюризма, неудачно организованный бизнес и мотовство Лас-Вегаса.

В начале 1950-х годов город упоминание о Лас-Вегасе возбуждало в воображении американцев город, где было разрешено все. Количество отелей и казино росло как грибы после дождя, и немало инвесторов увидели в городе возможность зарабатывать деньги на игроках, которые готовы были терять все, что имели, ради призрачного шанса поиметь еще больше. Именно для них в 1953 году началось строительство комплекса Lady Luck Hotel, сложного проекта, предусматривающего отель и казино недалеко от городского аэропорта.

Однако инвесторы вскоре поняли свою ошибку и потеряли к нему интерес. Тогда-то бизнесмен Уоррен «Док» Бэйли, владелец мотеля Hacienda, расположенного в городе Фресно, штат Калифорния, ничего не подозревая, арендовал комплекс, который еще находился в стадии строительства, после чего изменил название на Hacienda Hotel and Casino. Инаугурация состоялась в октябре 1956 года, и Бэйли, у которого также была небольшая авиакомпания Hacienda Airlines, начал поселять туристов в свой новый отель.

И вот теперь стало ясно, что его местоположение, на все еще небольшой Лас-Вегас Стрип, было главной проблемой, из-за которой от него избавились прежние инвесторы. В то время основные казино находились во Фримонте, в 11 километрах от недавно открытого гостиничного комплекса. Прошло не так много времени, как отель потерял престиж и пришлось снизить цены, что создало новую проблему для предприятия — оно получило репутацию места только игроков с низким доходом. В городе, где бизнес стоил сотни миллионов долларов, привлекать туристов с небольшим количеством денег в карманах означало получать низкую прибыль и нести высокие расходы.

Начало истории

Как и многие молодые люди в 1940-х годах, Роберт Тимм начал свою авиационную карьеру в качестве летчика во Второй мировой войне и по ее окончанию планировал продолжить работу в коммерческой авиации. Однако в следующее десятилетие ему пришлось работать в Hacienda Hotel and Casino механиком игровых автоматов.

По счастливой случайности хозяин Док Бэйли собрал на совет всех сотрудников, включая уборщиц и механиков, и попросил сделать свои предложения по рекламе гостиничного комплекса, чтобы привлечь новых игроков. Самой абсурдной идеей, которую сотрудники высказали на совете, было предложение совершить самый длительный в истории полет на самолете, оставаясь в воздухе как можно дольше. По замыслу, самолет будет раскрашен в фирменные цвета отеля, и будет летать над городом в течение нескольких дней, возможно, даже недель.

В любой точке мира такая идея была бы сразу отвергнута, но мы помним — это Лас-Вегас и Бэйли так понравилась эта сумасбродная мысль, что он немедленно предоставил на реализацию предприятия 100 000 долларов США, немыслимую по тем временам суммой (около 900 тысяч долларов по нынешним меркам).

После поиска в специализированных журналах подходящей модели Тимм выбрал Cessna 172 с налетом в 1500 часов. Выбор используемой модели был обусловлен разницей в стоимости по сравнению с новой моделью с завода, поскольку еще было необходимо сохранить имеющиеся ресурсы для модификации самолета и при этом предусмотреть часть расходов на реализацию рекордного полета.

Самолет был немедленно доставлен в Alamo Aviation, местную мастерскую, которая ранее выполняла техническое обслуживание таких моделей. Было необходимо провести серию переделок оригинального самолета, и Тимм с механиком Ирвом Куэнзи приступили к работе над проектом, которая заняла почти год.

В первую очередь они установили комплекс Narco Omnigator MK ll, который объединил системы связи и навигации в одном компактном (по стандартам 1950-х годов) модуле. Самолет также получил двухосевой автопилот Митчелла, что позволило повысить безопасность полета.

Протирка ветрового стекла
Протирка ветрового стекла в полете

Конструктивно изменения включали в себя удаление правой двери, замену ее на шторку — аналогично той, которые используются в десантном самолете. Цель состояла в том, чтобы уменьшить вес. На одной стороне фюзеляжа была установлена небольшая съемная платформа, позволяющая обеспечить большую поддержку во время заправки в полете, дозаправки и очистки ветрового стекла.

Заправка осуществлялась с помощью автоцистерны, которая подавала топливо через шланг, поднятый на борт. Из четырех сидений оставили только одно для пилота. Остальные были демонтированы. С правой стороны их заменил матрац один на один метр, толщиной 10 см, который стал временной кроватью. Была установлена небольшая раковина из нержавеющей стали, служившая для небольших гигиенических процедур, таких как чистка зубов, мытье рук и бритье. Под фюзеляжем, в дополнение к 47-галлонысм в крыльях, был добавлен центральный топливный бак Соренсона вместимостью 95 галлонов (360 литров).

Хотя это был относительно новый самолет с двигателем, который проработал всего 450 моточасов с момента последнего капитального ремонта, Тимм, бывший также сертифицированным авиационным механиком, решил установить на самолет лучший двигатель. Так, он заказал «специальный» O-300 мощностью 145 л.с. у его O-300 производителя Continental Motors Corporation. Хотя производители часто заинтересованы в рекордных проектах, мало кто верил в возможность рекорда, задуманного в Лас-Вегасе.

Кроме того, в 1950-х годах имели место постоянные попытки побить тот или иной рекорд, или преодолеть какое-либо выдуманное препятствие в рекламных целях. Производитель опасался, что если он поставит модифицированный двигатель, но что-то пойдет не так, то это может отразиться на его репутации. Решением было использовать эффект плацебо. Не сообщая Тимму того, что изменено в его двигателе, производитель мог подготовить его по мере необходимости. Менеджер по продажам попросил свою секретаршу сходить на конвейер и выбрать двигатель, который она посчитает самым особенным. Она выбрала тот, в котором как раз не было ничего особенного (блондинка!).

Получив двигатель в коробке, Тимм попросил механика Куэнзи установить систему для впрыска спирта в каждый цилиндр, поскольку он полагал, что это предотвратит накопление нагара в камерах сгорания. Несмотря на несогласие с таким решением и сомневаясь в его эффективности, Куэнзи с большой неохотой установил систему. В центральном баке был также установлен небольшой электрический насос для подачи топлива в баки в крыльях самолета. Предполагалось, что таким образом можно будет сохранить центр тяжести по мере расходования бензина. Очень радикальное изменение состояло в том, чтобы пропустить трубу масло подачи двигателя за противопожарной стеной (firewall), прямо через кабину. Учитывая план провести более 2000 часов в воздухе, необходимо было предусмотреть возможность замены масла и фильтров во время полета и, конечно же, при работающем двигателе.

На готовом самолете Тимм отправился в самый продолжительный полет в мире. Первые две попытки были отменены через несколько дней после их начала из-за технических неисправностей, которые вынудили самолет вернуться в аэропорт. Всего было три попытки, самая продолжительная из них составляла 17 дней непрерывного полета.

Некоторое время самолет был выставлен перед казино
Некоторое время самолет был выставлен перед казино

Во время третьей попытки Тимм описал в своем дневнике один из самых запоминающихся моментов начала опасного, но захватывающего приключения, когда небо полностью осветилось в 4 часа утра. Он отметил, что стал свидетелем редкого явления великой красоты. Возможно, взволнованный полетом в течение нескольких дней, Тимм не заметил, что на самом деле он стал свидетелем одного из ядерных испытаний в рамках операции 37 Hardtack II, проводимых в период с сентября по декабрь 1958 года. Главная ядерная испытательная база в Соединенных Штатах, которая находилась чуть более чем в 110 км. от Лас-Вегаса, прямо за горами.

Однако вскоре выяснилось, что в предприятии возникла серьезная проблема со вторым пилотом. Тимм отметил, что с такими трудностями он далек от того, чтобы побить рекорд в 1200 часов и более 50 дней в воздухе, достигнутый пилотами Джимом Хетом и Биллом Буркхартом неделями ранее.

Пока шли поиски нового второго пилота механик Куэнзи тайком заменил специальный двигатель с системой впрыска спирта, на оригинальный двигатель с 450 моточасами, поскольку у первого были проблемы с утечкой спирта. Очевидно, эта замена произошла в тайне от Тимма, так как было ясно, что не одобрит такое решение и тем более отсутствие впрыска спирта.

Наконец Тимм нашел нового второго пилота, молодого летчика Джона Кука, который также был механиком и специализировался на Cessna 172. Вскоре они предприняли четвертую (для Тимма) попытку, которая на этот раз не обставлялась помпой с многочисленными гостями и представителями СМИ, поскольку на тот момент те уже махнули на них рукой, не веря в успех предприятия. Агентство гражданской авиации Соединенных Штатов Америки выпустило специальное разрешение, позволяющее экипажу взлететь со взлетной массой на 150 кг выше, чем предусмотрено конструкцией самолета.

После отрыва от земли самолет не сразу взмыл в высь, какое-то время он летел вдоль взлетно-посадочной полосы над попутно двигающимся кабриолетом Ford Thunderbird, с которого один из свидетелей покрасил часть шин Cessna в белый цвет, чтобы доказать в конце полета, что самолет не касался земли.

У новой пары установились отличные отношения. Вскоре они отправились в дальний путь, пролетев по маршруту вокруг Лас-Вегаса, где каждые четыре часа помощник пилота покидал место отдыха и занимался очисткой ветрового стекла, проверкой масла, приемом пищи и т. д. Перерыв на сон также длился максимум 4 часа, так как полет на Cessna 172 в течение более длительного периода становится довольно утомительным.

Дозаправка самолета в воздухе
Дозаправка самолета в воздухе из автоцистерны

Ежедневные дозаправки совершались дважды, всегда в светлое время суток. При этом самолет, летел чуть более 80 км/ч и всего в 6 м от земли по прямому курсу над автомобилем-заправщиком. Пилот удерживал самолет на прямом курсе, в то время его помощник поднимал шланг и закреплял его на горловине центрального бака. Весь процесс занимал всего 3 минуты, благодаря мощному насосу, установленному топливозаправщике.

Из-за неизбежных ошибок в планировании полета иногда увеличивалось потребление и требовалась заправка в течение ночи. Безопасное решение состояло в том, чтобы позади заправщика на расстоянии около 100 м двигался освещающий его автомобиль, что позволило пилоту лучше визуально ориентироваться.

Поскольку четвертая попытка была предпринята в конце года, пилоты не смогли принять участие в праздновании Дня благодарения, Рождества и Нового года, но они получили подарочные корзины, приготовленные отелем Hacienda. Экипаж не жалел похвал за качество питания, подаваемой на протяжении всего полета, которую готовила лучшая команда поваров отеля.

9 января, на тридцать шестой день полета, Тимм проснулся в 4 часа утра, заметив спящего за штурвалом Кука, оказалось, что «Цессна» летела сама больше часа. Они едва не столкнулись с землей. Постоянный рев двигателя, в сочетании с недостатком места на борту, утомлял, увеличивая уровень стресса и ставя под угрозу летную способность обоих пилотов.

На тридцать девятый день из-за сбоя электросистеме перестал функционировать автопилот, обогреватель, внешнее освещении и электрический топливный насос. Для обеспечения основных потребностей в энергии баз задействован небольшой генератор.

Наконец 23 января они преодолели 50-дневную отметку в полете, но решили, что будут лететь, пока они или самолет могут. Самой большой проблемой теперь стало сохранение эмоционального баланса. Недостаток сна, ограниченность места в самолете, начали давать о себе знать еще сильнее. Особенно пилотов раздражало отсутствие возможности нормально сходить в туалет и помыться. Обычно они пользовались влажными салфетками и калоприемниками, которые потом выбрасывали в пустыню. Их перестала даже удовлетворять пища, которую так старательно готовили повара отеля.

Но первым, через шестьдесят дней, сдался самолет. Двигатель начал терять мощность из-за углеродного нагара в цилиндрах. Он протянул еще четыре дня, но работал уже очень нестабильно и с небольшой мощностью. Другие системы самолета также начали внушать опасения.

Посадка совершилась через 64 дня, 22 часа и 19 минут после старта. На этот момент двигатель зарегистрировал 1559 часов непрерывной работы. Г-н Куэнзи был прав: именно впрыск спирта ухудшил работу первого двигателя.

Рекламная кампания действительно помогла продвинуть гостинично-игровой комплекс Hacienda, который вскоре стал довольно прибыльным. Но история не закончилась успехом полета и спасением Hacienda.

Мафия, гибель, взрыв и остатки былой роскоши

Отель, как и многие другие в Лас-Вегасе, в 1974 году был поглощен компанией Argent Corporation, принадлежащей «бизнесмену» Аллану Глику. Мафия расширила свое влияние в Лас-Вегасе, используя профсоюз дальнобойщиков в качестве ударной силы для рейдерских захватов, возглавляемый тогда Джимми Хоффой, который “одолжилжившего миллионы” Аргентине и потом куда-то бесследно исчезнувший. Президентом компании был профессиональный игрок Фрэнк Розенталь по кличке “Левша”, ответственный за незаконные операции мафии. Тем временем знаменитая «Цессна» несколько раз переходила из рук в руки, находясь вдали от Лас-Вегаса, в то время как мафия брала контроль над городом.

В 1988 году Тимм обнаружил местонахождение своего старого Skyhawk и убедил Музей авиации Маккаррана приобрести исторический самолет. Музей располагается внутри аэропорта, его коллекция распределена между различными терминалами. Восстановленный самолет был выставлен в зоне выдачи багажа в аэропорту, и как раз вовремя, чтобы стать незримым свидетелем взрыва Hacienda в конце 1996 года. Во время обратного отсчета до Нового года в знаменитом казино состоялся последний фейерверк. Затем вскоре после полуночи 1 января 1997 года оно было взорвано при большом стечении СМИ, которые транслировали это событие по всему миру. На его месте построен Mandalay Bay Resort and Casino, рядом с легендарными Luxor, Excalibur, New York-New York и MGM Grand.

Андрей Бочкарев