Страницы истории авиации: забытый палубный истребитель Fairey Flycatcher

Если посмотреть на историю создания и период эксплуатации Fairey Flycatcher, этот самолет оказывается в списке воздушных судов, забытых историей. Однако эти истребители оказали очень большое влияние на развитие британской тактики использования самолетов в боевых действиях.

Fairey Flycatcher
Fairey Flycatcher

В 1922 году командование авиации флота или военно-морской части британских ВВС подготовило спецификацию N6 / 22 для нового палубно-поплавкового истребителя для авианосцев и лайнеров Королевского флота. Машина должна была заменить истребители Gloster Nightjar. Над его созданием начали работать два предприятия – Fairey и Parnall.
Вариант от Fairey Factory представлял собой истребитель-биплан смешанной конструкции из дерева и металла, с обшивкой  брезентом. Он получил название Fairey Flycatcher. Машина поднялась в воздух 28 ноября 1922 года, став одним из первых британских палубных самолетов, с самого начала разработанных для этой роли. Партия из 9 машин этого типа (плюс 10 конкурирующих Parnall Plovers) была сдана на эксплуатационные испытания.
В конечном итоге  в качестве основного палубного самолета для британских авианосцев  был выбран Fairey Flycatcher. Его производство началось в 1923 году и продолжалось до 1926 года. Всего было построено 196 машин в одной версии, обозначенной как Mk I (еще  был создан один прототип версии Mk II, но ее производство  или модернизация старых машин не проводились).
Длина Flycatcher составляла 7 метров, а размах крыльев – 8,8 метра. Силовой установкой служил четырнадцатицилиндровый двигатель Armstrong Siddeley Jaguar IV 400 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 214 км/ч и запас хода 500 км. Вооружение самолета состояло из двух пулеметов калибра 7,7 мм. Под крыльями имелись дополнительные крепления для 4-х авиабомб по 9 кг каждая.
Самолеты этого типа стали основными палубными истребителями Королевского флота, а часть машин, в которых вместо традиционной ходовой части устанавливались поплавки, стали оборудованием линейных кораблей. Из-за использования закрылков увеличенного диаметра, Flycatcher требовалось всего 46 м палубы для приземления или взлета.

Реплика Fairey Flycatcher
Реплика Fairey Flycatcher
Истребители получили хорошие оценки пилотов и оставались на вооружении до 1934 года. Хотя они никогда не использовались в бою, именно на них была разработана большая часть тактики использования британских палубных истребителей, которые использовались во время Второй мировой войны. Следовательно, эти маленькие и неприметные истребители сыграли значительную роль в развитии британской воздушно-десантной авиации.
До наших дней не сохранилось ни одного истребителя этого типа, но есть его копия 1977 года постройки. Машина оставалась в полу разобранном состоянии до 1996 года, а затем отправилась на склад, где она до сих пор находится и лишь изредка доступна для посетителей.
Андрей Бочкарев