Китай попытается саботировать соглашение по декарбонизации авиационной отрасли

Участники коммерческой авиации поддерживают цель достижения нейтральной эмиссии к 2050 году, но высокая стоимость программы и противодействие Китая на заседании Организации Объединенных Наций (ООН) в следующем году, делают эту цель труднодостижимой.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на 77-м ежегодном общем собрании организации приняла резолюцию о достижении экологической нейтральности авиационной отраслью к 2050 году.

Историческая резолюция, принятая крупнейшей отраслевой организацией гражданской авиации, — это способ выполнить положения Парижского соглашения о том, что потепление климата в результате антропогенной деятельности не должно  превысить 1,5 градуса по Цельсию. Последнее заявление также является ответом на критику в экологических кругах, утверждающую, что авиация была недостаточно вовлечена в борьбу с потеплением нашей планеты.

В то время как принятие отраслью новой экологической цели является несомненным успехом и важным шагом на пути к достижению углеродной нейтральности, противодействие решению, озвученному государственными авиакомпаниями из Китая, может предвещать проблемы с принятием аналогичной цели на запланированной на осень следующего года сессии Международной организации гражданской авиации (ICAO) – специализированная организация Организации Объединенных Наций, занимающейся разработкой и внедрением международных правил, регулирующих безопасность международной аэронавигации и поддерживающих развитие воздушного транспорта в целях обеспечения безопасного и упорядоченного развития.

Китай требует отдельных стандартов

Аргумент, выдвинутый китайскими авиакомпаниями при обсуждении принятия IATA новой климатической цели, часто повторяется в любых дискуссиях о принятии более строгих климатических целей – развивающиеся страны не должны  принуждаться соблюдать те же стандарты, что и богатые развитые страны. Политические разногласия, стоящие за этой линией аргументов в течение многих лет, настолько значительны, что существует риск того, что, несмотря на принятие новой климатической цели IATA, аналогичная цель не будет принята на совещании ICAO в следующем году в Монреале.

Авиакомпании хотят, чтобы ICAO поддерживала долгосрочные цели отрасли, выраженные в резолюции IATA, поскольку таким образом ООН могла бы убедить правительства принять необходимые меры для достижения цели нулевых чистых выбросов к 2050 году, например финансовую поддержку производства возобновляемого авиационного топлива (SAF), что во многом определяет успех проекта.

«ICAO стоит перед огромной проблемой, отвечая своим авторитетом. Если ICAO сможет определить и согласовать четкую долгосрочную цель, она будет играть огромную роль в указании пути к достижению этой цели», — сказала Энни Петсонк, отвечающая за авиацию и международные отношения в Министерстве транспорта США, во время недавнего форума.

План, принятый IATA, требует доступа к значительному количеству возобновляемого авиационного топлива (SAF), но на данный момент предложение этого топлива очень ограничено, а цена производства значительно выше, чем затраты на переработку традиционного авиационного топлива. Самый простой способ снизить цены на SAF – это резко увеличить их производство, особенно с учетом того, что технологии, необходимые для производства этого типа топлива, существуют уже много лет, и многие нынешние игроки рынка, в том числе нефтяные компании,  готовы  быть задействованными, считает IATA.

Хотя ICAO не может навязывать законы отдельным правительствам, организация подчиняется своим 193 странам, тем самым эффективно мотивируя их действовать на практике.

Пусть платят богатые?

Гражданская авиация – это отрасль, не попадавшая под Парижское соглашение 2015 года, согласно которому глобальное потепление не должно превышать 1,5 градуса Цельсия. Резолюция IATA в этом месяце и обязательства Ассоциации азиатско-тихоокеанских авиалиний (AAPA) по достижению той же цели 13 сентября являются первыми обязательными документами, в которых авиакомпания вносит свой вклад в Парижское соглашение, хотя многие активисты по защите климата говорят, что этого все еще недостаточно, чтобы остановить глобальное потепление.

Все указывает на то, что для достижения целей авиационной отрасли нам необходимо согласие и помощь Китая, который, по прогнозам, к концу десятилетия станет крупнейшим в мире авиационным рынком. Китай, по мнению многих комментаторов, имеет сильное влияние в ICAO, которая прославилась в январе 2020 года, когда заблокировала многих пользователей Twitter, в том числе сотрудников аналитических центров, сотрудников Конгресса США и журналистов, в ответ на твиты, где упоминались Тайвань и ICAO. Многие из твитов были посвящены пандемии COVID-19 и исключению Тайваня из бюллетеней ICAO по безопасности и охране здоровья из-за давления со стороны Китая.

В настоящее время ICAO анализирует влияние долгосрочных экологических целей на развитие и затраты авиации, особенно для развивающихся стран. «Нам нужна честная цель. Цель не может быть одинаковой для всех», — заявила Энджи Эльаззи, выступая в Правлении ICAO от имени Египта на недавнем форуме. Эльаззи также утверждал, что развитые страны должны нести основную тяжесть изменений, поскольку именно они производили больше всего выбросов в прошлом.

Достижение соглашения будет сложной задачей

China Eastern Airlines, один из государственных авиаперевозчиков в Китае, на прошлой неделе призвала IATA признать проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Это один из вопросов, который вызвал наибольшие разногласия на предыдущих переговорах.

«Я думаю, что такая же дискуссия задаст тон дискуссии на следующем заседании ICAO», — сказал  Дэн Резерфорд, директор по авиации Международного совета по чистому транспорту, вашингтонской группы экологических исследований.

Согласно информации, предоставленной ООН, более 130 стран приняли или рассматривают цели по сокращению выбросов до чистого нуля к 2050 году. Китай заявил, что к 2060 году он станет «углеродно-нейтральным», что, по мнению ученых, будет недостаточно, чтобы предотвратить более серьезные последствия изменения климата.

«Достижение согласия на встрече ICAO в следующем году будет сложной задачей. Споры необязательно носят технический, а скорее политический характер», — анонимно заявил один из официальных лиц, участвовавших в переговорах.

Однако, по мнению Резерфорда, есть основания для оптимизма, поскольку на последнем конгрессе IATA китайские авиакомпании, несмотря на свои возражения, решили не  торпедировать встречу, что является хорошим прогнозом на будущее.

В июне следующего года, перед осенним совещанием ICAO, состоится 78-е ежегодный саммит IATA, на этот раз организованное China Eastern, а местом встречи станет Шанхай.

Решение назначить встречу крупнейшей отраслевой организации Китая, несмотря на то, что в настоящее время Поднебесная является страной со строго закрытыми границами для путешественников, несомненно, может быть выражением решимости IATA привлечь Китай на свою сторону.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM