Компания “Мотор Сич” перешла под прямое управление Министерства обороны Украины

Авиакомпания “Мотор Сич” и ее материнская компания, производитель авиадвигателей “Мотор Сич”, входят в число пяти стратегических компаний, над которыми киевское правительство впервые взяло под контроль в связи с военным положением после вторжения России в феврале. В конце октября по обвинению в государственной измене за сотрудничество с Россией был арестован президент одной из крупнейших в Европе компаний по производству авиадвигателей “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев.Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов сообщил, что в управление Министерства обороны Украины переданы активы таких стратегически важных предприятий, как “Мотор Сич”, производитель спецавтомобилей “АвтоКрАЗ”, нефтяные компании “Укрнафта” и “Укртатнафта”, завод силовых трансформаторов “Запорожтрансформатор”.

На брифинге, в котором также приняли участие премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, министр обороны Алексей Резников, Данилов сообщил, что “изъятые активы получили статус военного имущества, а их управление передано Министерству обороны Украины. После окончания военного положения в соответствии с требованиями действующего законодательства имущество может быть возвращено его владельцам либо будет возвращена его стоимость.

Киев раскрыл мало подробностей о процессе принятия решений, ведущих к поглощению государства или выплате финансовой компенсации частным акционерам приобретенных компаний. Конфискация последовала за принятым в прошлом году законом, направленным на ограничение влияния самых богатых украинских бизнесменов.

Вмешательство правительства приводит к тому, что некоторые из самых богатых людей в стране теряют часть своей власти. Четыре компании, связанные со скандальными бизнесменами: Константином Жеваго, Игорем Коломойским и Константином Григоришиным, вскоре могут быть национализированы, сообщил портал “Украинская правда” со ссылкой на анонимные источники в Национальной комиссии по ценным бумагам и биржам.

“Мотор Сич”, работающая в авиационной отрасли, до недавнего времени находилась под управление Вячеслава Богуслаева, арестованным в конце октября по обвинению в государственной измене и сотрудничестве с Россией. Службы безопасности Украины обвиняют задержанного Вячеслава Богуслава в совершении преступлений, предусмотренных статьями 111 ч. 1 УК Украины. 1 (совместная деятельность) и 111 пар. 2 (действуя в интересах агрессора). Дело касается незаконных поставок военной техники (штурмовиков) россиянам. Расследование показало, что к сделке было причастно руководство расположенного в Запорожье завода, которое сотрудничало с представителями корпорации “Ростех”, имеющей тесные связи с Кремлем.

“Злоумышленники создали международные каналы для незаконных оптовых поставок украинских авиадвигателей в страну-агрессор. Полученная продукция использовалась оккупантами для изготовления и ремонта российских ударных вертолетов, таких как Ми-8АМТШ-ВН “Сапсан”, КА-52 “Аллигатор” и Ми-28Н “Ночной охотник”, сообщили в СБУ. Собственники украинского производителя двигателей “Мотор Сич” через подконтрольные компании, зарегистрированные в странах Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии, выполняли заказы для нужд иностранной организации. В СБУ указывают, что компании, получив двигатели из Украины, просто отправили их в Россию.

Богуслаев, до недавнего времени управляющий “Мотор Сич”, сыграл ключевую роль в попытках продажи украинского производителя сомнительным китайским инвесторам в 2017-2021 гг., но из-за ряда нарушений, в том числе антимонопольного законодательства, по совету США и после действиями спецслужб Украины продажа акций “Мотор Сич” была окончательно заблокирована. Президент Владимир Зеленский заявил, что полный контроль над пятью стратегическими предприятиями необходим для удовлетворения “насущных потребностей” оборонного сектора во время войны. Резников подчеркнул, что это была не национализация, а прямое изъятие имущества во время войны. “Это совершенно разные правовые формы, потому что имущество может быть возвращено или его стоимость будет компенсирована сразу после окончания действия военного положения”, — добавил он.

До войны авиакомпания “Мотор Сич” выполняла регулярные и чартерные пассажирские и грузовые рейсы, в том числе регулярные рейсы, соединяющие Киев со Львовом, Одессой и Запорожьем. Из последнего города также можно было улететь в белорусский Минск. По данным Украинского регистра воздушных судов, авиакомпания имеет один Ан-140, два Ан-12, три Ан-24РВ, один Ан-74ТК-200, один Як-18Т и три Як-40. Парк авиаперевозчика дополняют восемь вертолетов “Ми”.

Андрей Бочкарев