Конец Sukhoi Superjet 100 или продолжение борьбы с очевидным?

После неудачной аварийной посадки в воскресенье Sukhoi Superjet 100, в которой погиб 41 человек, никто из пользователей этих самолетов не решился приостановить их эксплуатацию, а Аэрофлот, которому принадлежал самолет, выплатит дополнительную компенсацию жертвам и семьям погибших. Ответственные лица очевидно хотят быстро забыть обо всем происходящем. Вопрос в том, изменит ли это что-нибудь.
SSJ100 был надеждой Кремля на возрождение былой славы СССР, когда модели, созданные в конструкторских бюро Ильюшина Микояна и Гурьевича, Туполева и Сухова, сделали советскую техническую мысль известной во всем мире. В конце 1980-х годов в аэрокосмической промышленности работало около 2 миллионов человек, а гражданские самолеты, «сделанные в СССР», производились в количестве около 150 единиц в год. Это более или менее столько, сколько с 2011 года было поставлено пользователям всех SSJ100.

«Суперджет» был первой гражданской конструкцией, созданным после распада Советского Союза, и нынешние российские власти на словах были очень заинтересованы в том, чтобы это стало началом восстановления силы местной авиационной промышленности. Они помогли предприятию, вложив в него деньги и поощряя различные линии закупок на внутреннем рынке. Предполагалось, что к 2024 году будет продано 800 SSJ100, в том числе 500 за пределами России.

Ничего не произошло, россияне, ничего не случилось!

МЧС России вскоре после катастрофы заверило, что не намерено заземлять два принадлежащих им суперджета. Авиаперевозчики следили за реакцией представителей власти. Аэрофлот, крупнейший в стране авиаперевозчик, имеющий в своем парке 50 машин такого типа, не решился приостановить их эксплуатацию. Второй по величине пользователь этих машин, авиакомпания «Ямал», сделала то же самое. Перевозчик, которому принадлежат 15 бортов SSJ100, также не планирует усиливать меры безопасности при выполнении рейсов с использованием Superjet или ограничивать полеты до тех пор, пока не будут выяснены причины катастрофы.

Компания IrAero, которой принадлежат восемь SSJ 100, сообщила, что у них нет возражений против этих самолетов и что они не намерены останавливать полеты. «За три года эксплуатации машина показала себя с хорошей стороны. Мы будем ждать результатов расследования в Москве», – сказал представитель перевозчика.

Еще одна российская авиалиния, «Азимут», объявила, что ее девять самолетов SSJ 100 будут курсировать согласно расписанию. Усиление технического контроля самолетов этого типа было объявлено компанией «Якутия», которая использует две машины. Власти региона примут решение об эксплуатации в будущем на основании результатов расследования катастрофы в Москве.

Единственный оставшийся зарубежный коммерческий пользователь Sukhoi решил сделать тот же шаг. Мексиканский Interjet эксплуатирует всего 5 самолетов этой модели. «Interjet Airlines находится в постоянном контакте с производителем и компетентными контрольными органами и будет внимательно следить за результатами расследований по этому вопросу», – говорится в заявлении бюджетной авиакомпании.

Растущая проблема Superjet

Еще до катастрофы в Шереметьево у SSJ100 были серьезные проблемы. Ни российские авиакомпании, ни российские органы не публикуют статистику использования самолетов, но имеющиеся источники свидетельствуют о низком уровне использования «надежды российской авиационной отрасли». Согласно данным, опубликованным в 2018 году, в среднем один SSJ100 летал 109 часов в месяц. Это примерно треть того, чем могут похвастаться самые популярные машины Airbus и Boeing – A320 и B737.

Подробно о причинах такого положения вещей мы писали неоднократно в течение последних нескольких лет. Чтобы подчеркнуть важность проблемы, достаточно указать, что авиакомпания Interjet сообщает о пяти Superjet, находящихся в эксплуатации, в то время как официально перевозчику было поставлено 22 таких машины. А что с другими? Они не летают по разным причинам, но большинство из них были разобраны на запчасти, чтобы хотя бы пять SSJ100 могли иногда подниматься в воздух.

Даже в России, где многие решения принимаются в Кремле, а не, например, в штаб-квартире авиакомпаний, имеются сигналы, что перевозчики думают, как избавиться от убыточных самолетов. Упомянутый «Ямал», не очень убедительно выразивший доверие к SSJ100, в то же время заявил, что больше не будет покупать машины этой модели. Ранее «Ямал» объявил о покупке еще 10 штук. Теперь управляющий компанией Василий Крюк заявил, что расширению парка перевозчика препятствуют высокие затраты на поддержку работоспособности воздушных судов этой модели и сделки не состоится. Такое заявление, сделанное в данный момент, не является простым решением в российских реалиях. Когда авиакомпания «Якутия» год назад объявила о выводе Superjet из своего парка, она довольно быстро «передумала» под давлением российских властей.

Последняя катастрофа, казалось бы, должна забить гвоздь в гроб первого пассажирского авиалайнера, разработанного в КЬ «Сухой». Сначала словенские авиалинии Adria в апреле отказались от покупки 15 штук SSJ100. Потом пришла информация о «приостановке на неопределенное время работ над уменьшенной версией SSJ100» – и модель Superjet на 75 человек, которая интересовала вторую по величине российскую авиакомпанию – S7 Airlines.
В случае этой первой сделки, особенно важно подчеркнуть, что, помимо приобретения самолета, словенский перевозчик должен был помочь производителю создать в Европейском союзе технические средства для поддержки пользователей Superjet в европейском сообществе. Это должно было стать очередным шансом Suchoj для выхода на зарубежные рынки, после целой серии неудач.

Аэрофлот не приостановил эксплуатацию своих SSJ100. За это он решил выплатить компенсацию, которую он не должен платить согласно закону. Пассажиры, которые не обращались в больницы, получат сумму, эквивалентную примерно 1500 евро. Удвоенная сумма предназначена тем, кто нуждался в госпитализации. Семьи погибших должны получить по 5 миллионов рублей, или более 68 000 евро. Такой быстрый и щедрый отклик оператора показывает, насколько власти хотят решить кризис с имиджем SSJ100.

Вопрос в том, достаточно ли будет только компенсаций. Первый анализ содержимого так называемых черных ящиков подтверждает информацию о неисправности бортовых электронных систем, а пилот, сидевший за пультом управления SSJ100, утверждает, что самолет был поражен молнией. Это сильно озадачивает, поскольку в настоящее время пассажирские самолеты устойчивы к таким явлениям. Итак, должны ли летать машины, над которыми неоднократно появился серьезный знак вопроса?

Вся ситуация схожа с действиями Boeing, который, не желая терять деньги, до самого конца обеспечивал полное доверие к MAX. В случае с SSJ100 речь, к сожалению, не о деньгах. Есть нечто более важное — престиж власти, подпитывающей  общество  иллюзией будущей славы авиационной промышленности, которая якобы будет конкурировать с Airbus и Boeing. В этот проект вложена огромная сумма денег (судьба большей части которых вообще неизвестна), несоизмеримая с масштабом проекта и объемами выпуска. Как показывает история SSJ100 – эта слава будет очень сомнительной.

Андрей Бочкарев