Консорциум ATR сделал оптимистический прогноз рынка турбовинтовых самолетов

Консорциум ATR опубликовал свой новый прогноз развития турбовинтовых самолетов местного сообщения на 2018-2037 гг. В соответствие с ним, в течение ближайших 20 лет будет куплено 3020 авиалайнеров этого типа на общую сумму около 80 млрд долларов. Почти 80 процентов из них (2390 шт.) будут самолетами вместимостью 61-80 человек, т.е. сегмент ранка, обслуживаемый воздушными судами модели ATR 72. Остальные 20 проц. (630 шт.) – самолеты с пассажировместимостью 40-60 человек. Этот сегмент обслуживает ATR 42.

ATR 72.
ATR 72


В конце прошлого года во всем мире эксплуатировалось 2260 турбовинтовых авиалайнеров местного сообщения. По словам заместителя главы ATR по вопросам маркетинга Зузаны Грнковой, к 2037 году в эксплуатации из них останется только 1040 шт. После присоединения к ним новопроизведенных за 20 лет экземпляров во всем мире будет летать 4060 турбовинтовых региональных пассажирских самолетов. Консорциум ATR намерен удержать долю в 75 проц. всего рынка турбовинтовых воздушных судов вместимостью 30-90 пассажиров.

В течение следующих 20 лет наибольший спрос на турбовинтовые самолеты будет наблюдаться у перевозчиков азиатско-тихоокеанского региона, а затем Европы, Африки и Ближнего Востока (31проц.), а также обоих Америк (26 проц.). Кроме того, ATR рассчитывает, что рост грузовых авиаперевозок в течение очередных двух десятилетий является потенциалом для поставок 460 турбовинтовых транспортных самолетов, как перестроенных из пассажирских, так и специально предназначенных для перевозок карго, типа недавно введенного на рынок ATR 72-600F.

Развитие регионального сообщения достигло исключительного уровня – 58 проц. нынешних сетей местного сообщения в мире (предлагающих ежедневно 450 направлений на маршрутах продолжительностью до 1670 км) было создано в течение последних 15 лет. Пик развития регионального сообщения был достигнут в 2012-2017 гг. Главную роль в этом процессе играют самолеты производства ATR, благодаря которым в среднем ежегодно открывается более 100 новых маршрутов. Рекордный рост их числа в 155 направлений пришёлся на 2017.

В настоящее время турбовинтовые самолеты обслуживают половину рейсов продолжительностью до 610 км по всему миру, а 82 проц. рейсов, обслуживаемых воздушными судами ATR, имеют продолжительность менее 460 км. Учитывая недавний и нынешний успех в запуске новых направлений с наименьшим коммерческим риском, ATR считает, что турбовинтовые самолеты будут играть основную роль при организации 2770 новых маршрутов в Индии, Азиатско-тихоокеанском регионе, Центральной и Южной Америке, Африки и Китае в течение следующих 20 лет. За этот же период региональные перевозки по всему миру будут расти на 4,5 проц. в год, а ок. 30 проц. воздушного движения в 2057 году придется на сообщения, которые пока не существуют.

По мнению Зузаны Грнковой, наибольшим вызовом при открытии новых региональных, обслуживаемых турбовинтовыми самолетами, является рынок США. В течение последней декады на территории этой страны было ликвидировано 400 региональных сообщений.
Авиационное сообщение играет огромную роль в поддержке местных экономик. Рост числа рейсов на 10 проц. вызывает рост туристической отрасли на 5 пунктов, регионального ВВП – на 6 проц., прямых зарубежных инвестиций – на 8 пунктов. Турбовинтовые самолеты имеют ключевое значение для воздушного сообщение по всему миру. 36 проц. всех коммерческих аэропортов обслуживают только турбовинтовые самолеты, А еще 50 проц. – только региональные рейсы.

Как сообщает французско-итальянский консорциум, по сравнению с реактивным самолетом аналогичного размера, турбовинтовой ATR последнего поколения производит на 40 проц. меньше выбросов CO2. Если бы все реактивные самолеты местного сообщения были заменены на турбовинтовые на рейсах продолжительностью до 930 км, то региональная авиация добилась бы общего снижения выбросов CO2 на 11 проц., при этом снизился бы и уровень шумового загрязнения.

Андрей Бочкарев