Бизнес-джет G550

Концерн Gulfstream и его путь к успеху

5 декабря 1929 года Лерой Грумман и еще четыре инвестора создали компанию, которой предстояло выпускать самолеты на старой фабрике в  Болдуин на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Компании дали название Grumman, поскольку самым крупным инвестором был Лерой Грумман. Практическая деятельность началась 2 января 1930 года. Первыми изделиями были алюминиевые рамы для грузовых автомобилей. Большая часть производства покупалась армией (US NAVY). В 1930 году компания разработала поплавки для самолетов с выдвижными колесами. Хороший опыт освоения производства изделий из алюминиевых сплавов привел к тому, что во время второй мировой войны компания начала выпуск боевых самолетов для военно-морского флота. Это были F4F Wildcat и F6F Hellcat, а также менее известные Grumman F7F Tigercat и Grumman F8F Bearcat, а также торпедоносец TBF Avenger.

Бизнес-джет G550
Бизнес-джет G550

После Второй мировой войны был выпущен первый турбореактивный самолет Grumman: F9F Panther, а затем F9F / F-9 Cougar и менее известный с 1950-х годов – F-11 Tiger. Послевоенный крупный успех компании пришелся на 60-е годы с выпуском самолетов A-6 Intruder и E-2 Hawkeye, а в 70-х – с Grumman EA-6B Prowler и F-14 Tomcat. Grumman также принимал участие в космических программах Apollo и Space Shuttle. В 1969 году компания сменила название на Grumman Aerospace Corporation, а в 1978 году продала Grumman American Division компании Gulfstream Aerospace.

На протяжении большей части периода холодной войны Grumman был крупнейшим работодателем на Лонг-Айленде. Конструкции компании считаются солидными и надежными. Их часто называли Grumman Iron Works. Отличительной особенностью конструкций самолетов Grumman была плавность форм с многочисленными обтекателями, что стало результатом отличной аэродинамической проработки. Там, где другие производитель использовали плоские поверхности и острые углы стыковок элементов, самолеты Grumman имели плавные переходы.

По мере роста компании, ей пришлось переезжать. Сначала в Валлей-Стрим, затем в Фермингдайл, и, наконец, в Бэтфейдж. Тем не менее она все время оставалась в Нью-Йорке на Лонг-Айленде. За 80 лет роста производственные площади достигли 24 квадратных километров. В пиковый период развития (1986)в компании работало 23 000 сотрудников. С окончанием «холодной войны» количество военных заказов резко упало. В 1994 году остатки концерна Grumman слились с Northrop и стали частью Martin Marietta.

Gulfstream I

Grumman Gulfstream I
Grumman Gulfstream I

Результаты прежней деятельности Grumman предопределили успех Gulfstream Aerospace в деловой авиации. В 1955 году Grumman разработал транспортный самолет Grumman TF-1 Trader, который был оснащен поршневыми двигателями. Самолет был принят с умеренным энтузиазмом в US NAVY, но в компании решили, что поршневая силовая установка уже устарела и начали присматриваться к использованию турбовинтовых двигателей для такого типа конструкций. С этой целью было налажено сотрудничество с Rolls Royce и закуплены двигатели Rolls Royce Dart. Их в Rolls Royce выпустили более 7 100 штук. Двигатели Rolls Royce Dart конструкторы Grumman попытались установить на планер TF-1 Trader. Тем не менее анализы показали, что на него на рынке гражданских самолетов спроса не будет. В концепцию новой конструкции было заложено два основных требования: нижнее расположение крыла и достаточной высокий пассажирский салон, позволяющий стоять в нем в полный рост взрослому мужчине.

Проект получил обозначение Grumman model G-159. Позднее название было изменено на Gulfstream I. В июне 1957 года проект G-159 был завершен, и компания начала продавать магистральные самолеты по 10 000 долларов США. Клиенты, которые сделали заказы, участвовали в проработке салона и кабины экипажа. 14 августа 1958 года прототип G-159, который носил регистрационный знак N701G, был испытан в аэропорту Betfage в Нью-Йорке. Gulfstream I получил сертификат FAA 2 мая 1959 года. В экономической версии самолет брал на борт 24 пассажиров. Версия Gulfstream I-C имела расширенный фюзеляж и вмещал до 37 пассажиров. Самолеты Gulfstream I поступали в гражданскую и военную авиацию (TC-4). Самолет эксплуатировался в 10 странах. Производство было завершено в 1969 году после выпуска около 200 единиц. Самолет Gulfstream I имел хорошую производительность. Крейсерская скорость составляла 348 миль в час (560 км/ч, 302 узлов), дальность полета – 2 540 миль (4 088 км).

Gulfstream II

Основываясь на опыте Gulfstream I, был разработан турбореактивный самолет Gulfstream II (модель G-1159), который предназначался для деловых людей и был назван бизнес-джетом. При этом Gulfstream II не был первым бизнес-джетом. Первым считается Lockheed JetStar, который  появился 4 сентября 1957 года. К 1978 году было построено 204 единиц. Первоначально в Lockheed JetStar было четыре двигателя Pratt & Whitney JT12 с тягой по 15 кН. Затем самолет получил два более мощных турбореактивных двигателя и, наконец, турбовентиляторный. Только в 60-х годах наступил бум делового самолетостроения. 13 августа 1962 года на рынке появился двухдвигательный British Aerospace 125. Он продержался в производстве более полувека и к 2013 году было выпущено около 1700 единиц. 4 мая 1963 года облетан Dassault Falcon 20. До 1988 года их было построено более 500 штук. 7 октября 1963 года был выпущен Learjet 23, ставший родоначальником семейства больших бизнес-джетов. 15 сентября 1969 года появилась Cessna Citation I.

Таком образом, следуя тенденциям, в конце 1964 года начались работы над Grumman Gulfstream II или просто GII. В то время возникла идея разделения военного и гражданского производства. Поэтому в начале 1966 года программа самолетов Grumman Gulfstream II была переведена в Саванну, штат Джорджия. Здесь был найден обанкротившийся завод, который оказался подходящим для расширения. Рядом находился аэропорт. И, прежде всего, здесь была квалифицированная рабочая сила. Еще одно преимущество – теплый климат и большое количество летных дней в течение года, почти 300 солнечных дней. Старые здания были отремонтированы и запущен новый производственный цех, который был официально открыт в сентябре 1967 года, хотя производство началось здесь с июня 1967 года. Первоначально коллектив насчитывал более 100 человек, а через несколько лет он увеличился примерно до 1 700 сотрудников. В результате почти 80 процентов компонентов для планера производилось на месте.

Возвращаясь к самолетам Grumman Gulfstream II, стоит обратить внимание, что его поставки начались 2 октября 1966 года. Для привода использовались турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Spey. Несомненно, Grumman шпионил за конкурентами. Анализ показал, что турбовинтовые двигатели не обеспечивают ни достаточную высоту, ни большую скорость полета. Поэтому было решено в качестве привода выбрать турбореактивные двигатели. В последующие годы устанавливались турбореактивные двигатели с внутренним редуктором. Стало стандартом размещать силовую установку в задней части фюзеляжа. Благодаря этому были достигнуты две цели. Расположение фюзеляжа близко к земле облегчает обслуживание и посадки пассажиров. Во-вторых, крыло имеет ненарушенный поток. Аэродинамика крыльев и ее профиль были адаптированы к крейсерской скорости 0,85. Угол крыла отвечал требованию поддерживать достаточно длительное время работы. Соответствующая несущая сила достигается за счет использования отдельных закрылков Фаулера в 30 процентах от хорды. Аэродинамические испытания самолета показали, что он сохраняет управляемость при углах атаки до 45 градусов.

В 1967-1979 годах было построено 258 самолетов Gulfstream II. Первая версия принимала на борт до 14 пассажиров плюс два пилота. Она оснащалась двигателями Rolls Royce Spey RB.168 Mk 511-8 (турбовентиляторный). Сертификат типа был выдан 19 октября 1967 года. В 1977 году были модифицированы крылья, благодаря которым увеличилась дальность полета. Версия для армии получила топливные баки в концах крыльях, что еще больше увеличило дальность полета. Самолеты Gulfstream II до сих пор находится в эксплуатации, но в 2015 году появился новый стандарт шумового загрязнения. Их владельцы были вынуждены либо заменить моторы новыми, либо установить системы глушения. На пике производства в течение месяца строилось до трех самолетов. В 70-х годах стоимость самолета составляла 21 миллион долларов.

Grumman III

В 1972 году Grumman приобрел небольшую компанию American Aviation Corporation, производившую легкие самолеты. Она была расположена в Кливленде, штат Огайо, основана в 1964 году для производства самолета, спроектированного Джимом Беде под названием Bede ‘BD-1. В ходе работы по началу производства произошел конфликт между Джимом Беде и другими акционерами. Джима Беда исключили из компании. Самолет был перестроен (фюзеляж и крылья были увеличены, использовался более мощный двигатель) и назван AA-1 Yankee. Он был облетан 2 марта 1967 года, а в июле 1968 года получил сертификат FAA. Эти самолеты были построены в количестве 1 820 штук, а следующая версия AA-5 Traveler – 3 280 штук.

Приобретение American Aviation Corporation стало причиной изменения названия Grumman в American Aviation Corporation Grumman. Это позволило некоторым подразделениям в Саванне стать независимыми. Первой целью нового руководства была разработка новой версии Grumman II. В 1977 году для самолета Grumman II были разработаны новые крылья. Они также использовались в следующе самолете, который получил название Grumman III. В 1978 году завод Саванна и линия по производству самолетов Gulfstream были проданы некоему Аллену Полсону, который сменил название компании на Grumman Aerospace. Приоритетом Аллена Полсона был новый самолет Gulfstream III. К 1982 году завод в Саванне увеличил занятость до 2500 сотрудников.

Затем в 1982 году Аллен Полсон продал компанию руководству American Jet Industries. American Jet Industries является посреднической компанией, которая была основана в 1971 году, а ее персонал насчитывает менее 10 человек. Мозгом компании до 2015 года был Майкл Сасо, который вел деятельность вместе со своим отцом Самуэлем Сасо. American Jet Industries со штаб-квартирой в Канога-парке, Калифорния, и покупает, продает, обменивает и арендует детали самолетов для различных производителей самолетов, включая Airbus и Boeing.

Gulfstream III являлся результатом не слишком глубокой модернизации самолета Gulfstream II. Проектные работы были проведены в Саванне, штат Джорджия. Первый полет совершен 2 декабря 1979 года. Производство продолжалось с 1979 по 1986 год. Было построено 202 единиц. Модернизация Gulfstream III проводилась на волне новых аэродинамических открытий NASA. В то время были открыты преимущества так называемого сверхкритического профиля. Практически с нуля было создано аэродинамически более новое крыло. Оказалось, что большая часть структуры старого крыла может быть использована в новом. Это снизило издержки производства. Изменение названия воздушного судна Gulfstream II на Gulfstream III было в основном просто маркетинговым ходом, поскольку производительность воздушного судна значительно не улучшилась. Также в маркетинговых целях на Gulfstream III был установлен рекорд высоты в 15 850 м, что не намного ниже, чем у Gulfstream II. Крыло Gulfstream III длиннее на 6 футов и имеет 5 футовые винглеты, собственно в этом и заключается главное отличие.

Однако столь большой потолок самолетов Gulfstream II и Gulfstream III имеет большое значение, поскольку он позволяет этим бизнес-джетам летать на высотах выше типичных для коммерческой авиации, поэтому экипажи самолетов Gulfstream могут лучше оптимизировать свои маршруты полетов не опасаясь коллизий.

Gulfstream III получил новую авионику, электронное управление двигателем (хотя двигатели остались прежними), новый автопилот. Свидетельство летной годности ему было выдано 22 сентября 1980 года. Версия Gulfstream III для гражданской авиации выпускалась в одном варианте, в свою очередь для армии была разработана модель G-1159A, имеющая семь версий. Названия военных версий начинаются с символов C-20. Цена базового самолета в 1980 году составила 37 миллионов долларов.

В начале 1980-х годов официально существовало две отдельных компании: Grumman и Gulfstream. Однако финансовые связи между ними были очень сильными. Практически имелось одно конструкторское бюро для обоих авиационных брендов.

Gulfstream IV

В 1983 году Gulfstream Aerospace пришла на фондовую биржу, выпустив 8,8 млн акций. Цель состояла в том, чтобы получить финансирование для создания нового самолета Gulfstream IV. В 1985 году Chrysler Corporation приобрела Gulfstream Aerospace за 637 миллионов долларов США в рамках плана диверсификации и участия в высокотехнологичной отрасли. В том же году Gulfstream Aerospace появился в списке Fortune 500, под номером 417. Список Fortune 500 является ежегодным рейтингом 500 крупнейших американских предприятий по валовому доходу. Он публикуется бизнес-журналом Yankee’s Fortune. Первый список Fortune 500 был объявлен в 1955 году.

Самолет Gulfstream IV является продолжением развития самолета Gulfstream III. Работа по модернизации основы Gulfstream III началась в марте 1983 года. Крылья были переработаны еще раз для достижения лучших аэродинамических качеств и снижения веса конструкции. Поскольку конструкторы не хотели менять центроплан, коренная часть крыла осталась без изменений. Был удлинен только последний сегмент. Новое крыло получило больше пространства для встроенных топливных баков. Аэродинамически измененные крылья увеличили дальность полета самолета более чем на 300 морских миль. Дополнительное топливо также расширило дальность полета Gulfstream IV. Еще одним изменением стало применение glass-cokpit, впервые на бизнес-джетах. Самолет Gulfstream IV был построен в 1985 году и совершил полет 19 сентября 1985 года. Сертификат типа ему выдан 22 апреля 1987 года. По заявлению компании, с 1985 по 2015 год выпущено 870 единиц этих машин, но следует заметить, что данное количество включает в себя самолеты, получившие обозначения G-350/G-400/G-450 и самолеты для армии под обозначением C-20F / G / H / J. В начале 1990 года самолет стоил около 36 миллионов долларов. Первоначально воздушные суда Gulfstream IV обозначались G-IV или GIV. В 1993 году была создана специальная версия GIV-SP, которая была переименована в G400. С этой новой маркировкой началось применение букв «G» и трехзначного числа в названии бизнес-джетов Gulfstream. Вариант GIV с уменьшенной дальностью получил название G300.

На рубеже веков Honeywell Avionics разработала пакет оборудования и авионики SPI 8400 Avionics Package по цене 5-7 миллионов долларов, что позволило значительно модернизировать старые самолеты. В том числе и производившиеся в Gulfstream.

В 2001 году появилась версия G450 с чуть более длинным фюзеляжем, которая пошла в производство в 2004 году. Также были созданы разновидности G350. G350 длиннее базового Gulfstream IV всего на 12 дюймов. Он имеет возможность установки двери в кормовой части фюзеляжа вместо передней.

В 2004 году самолеты стали оснащаться современной кабиной. Основой интерфейса экипажа стали четыре 14-дюймовый жидкокристаллических мониторов и нашлемный дисплей HUD.

Хорошие летные характеристики, если не сказать превосходные, позволили самолету Gulfstream IV в 1987 году установить 22 рекорда в своем классе. Они было достигнуты во время совершения кругосветного полета в западном направлении в течение 45 часов и 25 минут. В следующем году полет был совершен в обратном направлении – с запада на восток, и установлено еще 11 рекордов. В 1990 году снова был проведен полет вокруг Земного шара, в котором побито 35 мировых рекордов.

GIV, GIV-SP, G350, G350 берут на борт двух пилотов и до 19 пассажиров. У них одинаковые крылья, а взлетный вес MTOW варьируется от 32 160 кг до 33 838 кг. Крейсерская скорость составляет 0.80-0.85 Мах. Максимальная скорость достигает 0,88. На всех применяются двигатели Rolls Royce Tay 611-8 с общей тягой 61,60 кН.

Дальнейшее развитие компании

В 1989 году Chrysler решила продать Gulfstream Aerospace, которую опять выкупил Аллан Полсон совместно с Forstmann Little & Co (частной компанией, специализирующейся на покупке долгов). При этом 90-е годы стали благоприятным временем развития компании. В 1994 году Gulfstream Aerospace подписала пятилетний контракт с NetJets. NetJets – это американская компания, занимающаяся продажей частичной собственности или долей (так называемых фракций собственности) частным компаниям. Таким образом, частная компания может эксплуатировать самолет совместно с другими, что снижает затраты и позволяет лучше использовать имеющееся в распоряжении оборудование. NetJets Inc. была основана в 1964 году как Executive Jet Aviation. Это В 1996 году компания Gulfstream Aerospace, вложив 16 миллионов долларов, запустила сервисный центр в Саванне площадью 136 000 квадратных футов (12 630 кв. М). В последующие годы пункты обслуживания были созданы во многих странах. В 1998 году Gulfstream Aerospace Corporation приобрела фирму K-C Aviation из Кимберли-Кларк за 250 миллионов долларов наличными. Поглощение охватило 1200 сотрудников и объекты K-C в Далласе, Эпплтоне, Вискондере и Вестфилде, штат Массачусетс. K-C Aviation была крупнейшим независимым центром по внутренней отделке корпоративных самолетов в Северной Америке с годовым доходом около 200 миллионов долларов. Она также проводит обширные ремонтные и сервисные работы, а также специализировалась на нестандартных решениях для салонов.

Sukhoi-Gulfstream S-21

Sukhoi-Gulfstream S-21
Sukhoi-Gulfstream S-21

После крушения СССР у Запада появилась наивная уверенность в том, что можно сотрудничать с Москвой. Начались международные программы: Як-130, Ан-70, С-21. Каждая из них была по своему интересна, но особое внимание привлекала программа S-21 Sukhoi-Gulfstream S-21. Она оживила идею сверхзвукового транспорта, но ограничилась только VIP-сферой. Это было в начале 90-х, когда последние самолеты Concorde все еще бороздили небо.

Предполагается, что самолет S-21 Sukhoi-Gulfstream должен быть сверхзвуковым реактивным самолетом делового класса для перевозки VIP. В начале 90-х годов Gulfstream Aerospace и Sukhoi Design Office в Москве предприняли совместные усилия по разработке небольшого сверхзвукового самолета под названием S-21. Из-за сомнительного рыночного спроса на коммерческие сверхзвуковые воздушные перевозки участники проекта все время колебались и откладывали работу над проектом. В конечном итоге компания Gulfstream Aerospace вышла партнерства.

Самолет S-208 Sukhoi-Gulfstream должен был брать на борт двух членов экипажа и 6-10 пассажиров. Основные данные: длина – 124,2 фута (37,86 м), размах – 65,4 фута (19,93 м), высота – 27,1 фута (8,26 м), угол крыла – 68 градусов, вес пустого – 54,16 фунтов (24,570 кг), максимальный взлетный вес – 114 200 фунтов (51 800 кг). Предполагалась установка трех двигателей Aviadvigatel D-21A1 turbofan, с тягой 3 x 16 535 lbf (3 x 73,55 кН). Запас топлива – 58 465 фунтов (26 519 кг). Максимальная и в то же время крейсерская скорость – 1 483 миль/ч (2 386 км / ч). Максимальная дальность полета на скорости 0.95 Мах – 4 600 миль (7 403 км), при 1.4 Мах – 2 715 мили (4 369 км).

Gulfstream V

Gulfstream V на заводе получил обозначение GV. Первый полет совершен 28 ноября 1995 года. Сертификат Типа получен 11 апреля 1997 года. С помощью GV компания выиграла приз Robert J. Collier в 1997 году. Учитывая прежний опыт Gulfstream Aerospace, изменения в Gulfstream IV были уже более существенными. Прежде всего, самолет получил новые двигатели Rolls Royce BR 700-710 со значительно более высокой тягой (2х65,6 кН). Это позволило увеличить эксплуатационный потолок с 45 000 до 51 000 футов (16 000 м). Горизонтальное оперение было переработано, его площадь увеличилась на 30 проц. Размах крыла также был увеличен с 74,6 до 93,5 фута. При этом фюзеляж удлинился всего на 5 футов. Взлетный вес увеличился на 15 процентов. Дальность полета составила 6 500 морских миль (12 000 км). Было построено более 200 единиц, включая версии G500 и G550 и военных самолетов C-37. В 1998 году самолет стоил около 36 миллионов долларов. Самолет по-прежнему вмещает 19 пассажиров. Максимальный стартовый вес составляет 41 000 кг. Скорость полета не изменилась. Версии G500 и G550 были созданы в 2004 году.

В 1999 году General Dynamics купила Gulfstream Aerospace и до сих пор является ее владельцем (2018 год). Также в 1999 году в Саванне был открыт ремонтный центр, который обошелся инвесторам в 5,5 млн долларов США. В 2001 году General Dynamics включила в состав Gulfstream Aerospace четыре американских сервисных центра в Далласе, Лас-Вегасе, Миннеаполисе и Уэст-Палм-Бич во Флориде. Эти заводы составили сеть General Dynamics Aviation Services, которая обслуживают и ремонтируют воздушные суда Gulfstream и другие деловые самолеты. Кроме того, компания запустила летающий сервис, выполняющий проверки и ремонт воздушных судов в аэропорту клиента в рамках гарантии. Первоначально он охватывал территорию Северной Америки и Карибского бассейна. В 2003 году в аэропорту Лондона-Лутон был открыт первый зарубежный сервисный центр.

В 2001 году General Dynamics приобрела Galaxy Aerospace вместе с самолетами Astra SPX и Galaxy среднего класса, которые были переименованы в Gulfstream G100 и Gulfstream G200. С тех пор установились тесные контакты Gulfstream с Israel Aerospace Industries.

Самолет Astra SPX – это реактивное воздушное судно, разработанное Astra (дочерняя компания IAI) в 1984 году. Первый полет состоялся 19 марта 1984 года, а поставки клиентам начались в 1986 году. К тому времени, когда завод выкупили американцы, было построено 145 самолетов Astra SPX. Самолет Astra SPX берет на борт 2 пилотов и 6-9 пассажиров.

Astra SPX - G100
Astra SPX – G100

Astra Galaxy или IAI – интересный самолет и с политической точки зрения. Работа над проектом началось в конце 80-х годов. Он стал результатом сотрудничества между компанией IAI и советским конструкторским бюро ОКБ Яковлева. После развала CCCP и появления СНГ (Содружества Независимых Государств), программа была официально запущена только в 1993 году. Однако у Москвы были проблемы со всем. Даже с определением графика работ. Партнерство закончилось в 1995 году, практически не начавшись. IAI пыталась сотрудничать с EDAS Sogerma. Однако расположение крыльев Astra SPX не позволило увеличить фюзеляж, чтобы в него вместилось три ряда кресел. Поэтому в салоне предусмотрено всего 10 пассажирских мест, следовательно, самолет не попадает в класс региональных машин, но подходит для делового. Первый прототип IAI Galaxy взлетел 25 декабря 1997 года. Для того, чтобы машина продавалась по всему миру, необходимо было получить сертификат FAA. В настоящее время ведется сотрудничество с Gulfstream и приобретен завод в Израиле.

Андрей Бочкарев