Крутое пике гражданской авиации Китая

«Китайская большая тройка», а именно Air China, China Eastern и China Southern, зафиксировала сильное снижение чистой прибыли за первые девять месяцев этого года, на которой негативно сказались рост цен на нефть и снижение курса китайского юаня по отношению к доллару. Чистая прибыль авиакомпании China Air за первые девять месяцев года снизилась на 16,2 процента, по сравнению с тем же периодом прошлого года, достигнув 6,9 млн. юаней. В то же время доходы перевозчика увеличились на 12,9 процента. в годовом исчислении, составив 102,9 млн юаней.

Ситуация была аналогичной в случае с авиакомпанией China Eastern – перевозчик регистрировал снижение чистой прибыли на 43 проц. за период с 1 января по 30 сентября. В конечном счете, чистая прибыль China Eastern составила всего 4,5 млрд юаней, несмотря на значительный рост доходов.

China Eastern объявила о выпуске облигаций на сумму 15,4 млрд юаней. Средства, полученные в результате этого выпуска, будут использованы для финансирования приобретения самолетов и будут обеспечивать оборотный капитал компании.

China Southern не меняет планы

Третий из перевозчиков, авиакомпания China Southern Airlines, объявила о чистой прибыли за первые девять месяцев этого года в размере 4,18 млрд юаней. Это означает, что в годовом исчислении прибыль крупнейшего перевозчика в Азии снизилась на 40,7 процента, несмотря на то, что оборот за этот период увеличился на 13,3 процента. По словам представителей China Southern, такому значительному падению прибыли способствовали растущие операционные расходы, которые за первые девять месяцев этого года увеличился на целых 402 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

К 2035 году флот China Southern увеличится до более чем 2000 бортов, по сравнению с примерно 800 самолетами, которые в настоящее время эксплуатируются в фирменной раскраске компании. Только к 2020 году флот широкофюзеляжных самолетов China Southern, по заявлению перевозчика, будет состоять из 150 самолетов. На данный момент у China Southern имеется широкофюзеляжных авиалайнеров – Airbus A330 и A380, а также Boeing 777 и 787.

«Развитие нашего флота совпадает с общей стратегией компании, которая предполагает сосредоточение на рынках дальнемагистральных сообщений. Сейчас наш флот только 12 процентов состоит из больших авиалайнеров. После того, как мы запустим наш центр в пекинском аэропорту Дасин, появится потенциал для расширения широкофюзеляжного флота до 15 процентов от общего парка, поскольку мы хотим увеличить количество машин до 1 тысячи и открыть много новых маршрутов на дальние расстояния», – сказал Тан Ван Гэн, вице-президент и президент China Southern Airlines в сентябре.

«Новые международные маршруты China Southern запланированы из Пекина-Дасинг в Нью-Йорк, Париж, Сидней и Лондон. Далее перевозчик намерен сосредоточиться на организации рейсов из Пекина в Африку и Южную Америку, в частности в Бразилию, Чили и Аргентину», – признался Тан.

Не лучше дела и у частных перевозчиков

Четвертый крупнейший перевозчик из Китая, частная авиакомпания Hainan Airlines, также потеряла свои позиции – операционная прибыль за первые девять месяцев года снизилась на 76 проц. до уровня 916 млн юаней. Операционный доход Hainan Airlines за этот период увеличился на 17 проц., однако операционные расходы в то же время увеличились на целых 26 проц., составив в общей сложности 53,5 млрд юаней. Все это привело к тому, что чистая прибыль в годовом исчислении сократилась на 74 процента, достигнув в итоге всего 729 миллионов юаней.

С начала года китайский юань потерял около 6 процентов стоимости по сравнению с долларом США, что значительно увеличило финансовые издержки авиакомпаний, связанные с обслуживанием займов и аренды, выраженных в американской валюте.

Андрей Бочкарев