Крылья деловых людей – репортаж с выставки RUBAE-2021

С 8 по 10 сентября на территории центра бизнес-авиации Внуково-3 состоялась организованная им очередная выставка деловой авиации RUBAE-2021. Выставка по данной теме в России проводится уже в 15-й раз и в России наряду со странами СНГ является единственной площадкой, которая даёт комплексное представление об этом сегменте гражданской авиации. Спонсором выставки является компания «Русаэро», а генеральным партнёром – VIP PORT.

Выставка деловой авиации RUBAE-2021
Выставка деловой авиации RUBAE-2021

Значимым событием является уже сам факт, что выставка была проведена. Пандемия коронавируса нанесла значительный урон как отечественной, так и мировой авиации, а также стала существенным препятствием в организации деловых мероприятий. В прошедшем кризисном 2020 году мероприятие было отменено – в связи с ковидными ограничениями, в частности, с закрытием границ, организовать её вообще, тем более на должном уровне, не представлялось возможным. Да и в нынешнем году Covid-19 давал о себе знать – столь же представительной, как в былые годы, в нынешнем году выставка не стала. Но учитывая пандемию и непростую экономическую ситуацию, в которой оказался отечественный воздушный транспорт и без неё, организаторам можно поставить оценку «отлично».

Как известно, в экспозиции любой авиационной выставки первым делом – самолёты. На выставке RUBAE-2021, хотя их количество и не было таким, к какому мы привыкли в докоронавирусные времена, но, тем не менее, деловой кластер гражданской авиации России был представлен воздушными судами всех классов. В экспозиционном ангаре демонстрировался лёгкий бизнес-джет Pilatus PC-24, представленный компанией Nesterov Aviation. Это первый и в настоящее время единственный в мире сверхуниверсальный самолёт, сочетающий характеристики, свойственные как турбовинтовым, так и турбореактивным воздушным судам.

Бизнес-джет Pilatus PC-24 на выставке RUBAE-2021
Бизнес-джет Pilatus PC-24 на выставке RUBAE-2021

Он может эксплуатироваться на аэродромах с короткими ВПП, как имеющими искусственное покрытие, так и грунтовыми. Эту способность обеспечивают шасси со спаренными колёсами. Благодаря возможности эксплуатации на аэродромах с короткими и грунтовыми ВПП в России самолёт будет востребован. При максимальной взлётной массе потребная длина ВПП составляет 893 м, если поверхность ВПП сухая. Посадочная дистанция при этих же условиях составляет 724 м. крейсерская скорость – 815 км/ч, дальность полёта с полной коммерческой загрузкой – 3900 км. Максимальная высота полёта – 13715 м, что облегчает задачу по обходу гроз. Важным показателем является большой запас минимальных скоростей – сваливание происходит при максимальной посадочной массе на скорости 161км/ч. Экипаж состоит из двух пилотов, но современный инновационный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования позволяет управлять этим воздушным судном одному пилоту. Кроме того, он может совершать полёт при обледенении, если его условия известны. Самолёт рассчитан на перевозку до 10 пассажиров.

PC-12NG
PC-12NG

Компания Pilatus также представила лёгкий турбовинтовой самолёт PC-12NG, рассчитанный на перевозку от 6 до 10 пассажиров и обладающий дальностью полёта от 1600 до 3400 км в зависимости от загрузки. С одним двигателем он способен летать на высоте 9144 м с крейсерской скоростью 528 км/ч. В деловом сегменте сегодня этот самолёт является одним из наиболее распространённым. Pilatus PC-12NG – многоцелевой самолёт. Он может использоваться как воздушное такси для менеджмента в конфигурации салона «6+2 VIP», а также в корпоративной, служебной и  санитарной авиации. Помимо этого он может применяться  для перевозки небольших грузов, поисково-спасательных операций и прочих миссий.

Avanti II
Avanti II

Постоянным участником выставок деловой авиации стал Avanti II,  созданный итальянской авиастроительной компанией Piaggio. Опытный образец совершил первый полёт в 2005 году. Этот самолёт уникален тем, что способен развивать скорость до 740 км/ч, совершая полёт на высотах более 12000 м – для турбовинтовых воздушных судов этот показатель является рекордным. Построен он по необычной аэродинамической схеме. С одной стороны, можно сказать, что для его создания применена схема «утка» – в носовой части расположен стабилизатор, в то время как крыло отнесено к хвостовой части фюзеляжа. Но этот самолёт имеет два стабилизатора – второй установлен на кромке киля (то есть самолёт имеет также Т-образное хвостовое оперение). Этот стабилизатор является дополнительной несущей поверхностью. Нагрузка на крыло снижается на 34 процентов, за счет чего уменьшается размер крыла, а также снижается аэродинамическое сопротивление и увеличивается скорость. Применённый метод повышения подъёмной силы называется «технологией трёх несущих поверхностей». Самолёт, экспонировавшийся на выставке, принадлежит Госкорпорации ОрВД.

В статической экспозиции на лётном поле были представлены традиционные участники – представители семейства Falcon.  В их число вошёл Falcon 8X, который с 19 пассажирами на борту может выполнять полёты на расстояния свыше 11000 км на высоте более 15000 м и со скоростью 1100 км/ч. Салон  самолёта модели Falcon-6X демонстрировался отдельно в выставочном ангаре. К среднемагистральным бизнес-джетам относятся самолёты семейства Hawker.  Экспозиции нынешней выставки был представлен Hawker 900XP, рассчитанный на перевозку от 6 до 8 пассажиров на расстояния до 5219 км со скоростью 793 км/ч. в состав экспозиции вошли и предыдущие модели – Hawker 700 и Hawker 800. постоянным участником выставок деловой авиации в центре Внуково-3 стал и лёгкий бизнес-джет Cessna Citation, рассчитанный на перевозку от 9 до 12 пассажиров на расстояния до 5600 км со скоростью 973 км/ч на высотах до 15545 м. Среди самолётов административного класса он является самым скоростным. Новинкой нынешней выставки RUBAE стал Beechcraft Premier 1A- лёгкий самолёт, предназначенный для перевозки до 6 пассажиров на расстояния до 2100 км.

В экспозиции статической стоянки следует отметить двух гигантов. Первый представило бизнес-подразделение авиакомпании Azur Air – это Boeing-757-200. Авиакомпания  Azur Air ввела в эксплуатацию самолёт, в котором салона эконом-класса нет. В бизнес-версии он  рассчитан на перевозку 78 пассажиров. Изначально этот самолёт принадлежал отельной сети Four Seasons, а с июля 2020 года он находился на хранении в Аризоне. От привычных нам серийных воздушных судов данного типа демонстрировавшийся на выставке самолёт отличается, в частности, наличием винглетов. Вторым гигантом стал несостоявшийся в коммерческом сегменте Ту-204-300, в бизнес-версии эксплуатирующихся в Центре подготовки космонавтов.

Выставка RUBAE – это не только самолёты. В ангаре свои стенды развернули компании VIP-PORT, бывший «хозяином поля» центр Внуково-3 и бизнес-терминал Пулково-3. Из компаний, предлагающих услуги по авиационным бизнес-перевозкам, экспонентами стали компании «Меридиан», «ЮТэйр-вертолётные услуги», «Байскай» (Беларусь, Минск). «Вельтальавиа» и «Русджет». Из авиационно-технических центров крупнейшим экспонентом стала группа компаний «Тулпар», расположенная в Казани на территории аэропорта и решающая различные задачи, в том числе и по ТОиР воздушных судов деловой авиации.

В выставке RUBAE-2021 приняли участие в общей сложности 54 экспонента. Она отразила основные тенденции, характерные сегодня для развития сегмента деловой авиации. Значительным спросом пользуются турбореактивные самолёты вместимостью от 6 до 10 пассажиров, предназначенные для среднемагистральных маршрутов протяжённостью около 5000 км. Для коротких перелётов на расстояния не более 1500 – 2000 км востребованы турбовинтовые самолёты, из которых наиболее распространённым является PC-12NG.

В российском авиапроме направление по строительству бизнес-джетов развито слабо. Оно состоит только в конвертации в бизнес-версии коммерческих воздушных судов, которая проводится в ходе планового ремонта. Это направление развитие бизнес-сегмента будет востребовано – такие самолёты приобретают компании, специализирующиеся на выполнении корпоративных перевозок. Из отечественных воздушных судов  только SSJ-100, который в бизнес-версии, получившей название SBJ, строится отдельно с самого начала. Самолёт этого типа демонстрировался на авиасалоне МАКС-2021, но на выставке RUBAE-2021 представлен не был.

Проекты бизнес-джетов в России есть, но для того, чтобы они имели коммерческий успех, необходимо модернизировать авиазаводы, чтобы производить конкурентоспособную продукцию в коммерческом сегменте. В бизнес-сегменте добиться прибыльности производства труднее, чем в сегменте самолётов для регулярных пассажирских авиаперевозок – объёмы заказов намного меньше.

По мере модернизации производства развитие таких проектов, как SSJ  и МС-21, в перспективе может стать предпосылкой и для начала производства в России деловых воздушных судов отечественной конструкции.

Пётр Крапошин

 

Деловая авиация AVIAV TM