Как и другая гражданская и военная техника, авиация имеет определенный срок службы. Когда наступает время, некоторые отправляются на переработку, а счастливчиков ремонтируют и они могут найти место в музее. Те, кто менее удачлив, однако, обречены гнить в открытых полях под солнцем, дождем и снегом.
По окончании активного срока службы списанные самолеты обычно собираются для сохранения на специально подготовленных площадках. Как правило, такие места расположены вблизи действующих аэропортов.
Перед тем, как самолеты будут брошены на “кладбище”, все полезные детали демонтируются. Военная авиация должна пройти процедуру демилитаризации, в результате которой все боевые части удаляют, для предотвращения их использования.
Те детали, которые не столь важны и не сняты специалистами, с радостью собираются любителями-энтузиастами и используются ими в качестве сувениров либо для каких-либо поделок, в том числе, на экспериментальных летательных аппаратах. Часто остается только каркас самолет полностью пустой внутри.
Авиационные кладбища пользуются популярностью у туристов, которые любят лазить по огромным самолетах и делать селфи. Они находят такие места в какой-то мере сродным паркам развлечений.
Старые отставные летчики рассматривают эти кладбища как места грусти и ностальгии. Они часто приводят своих внуков, чтобы показать, каких воздушных гигантов использовали их деды.
Московские авиационные кладбища закрываются городским правительством, после чего площадь обычно отводится под застройку жильем. В других частях России до сих пор существуют авиационные кладбища и иногда они продолжают расти в размерах. Среди крупнейших – города Ульяновск и Казань.
В некоторых местах эти кладбища известны под разными названиями, например, «Тренировочный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета», где несколько самолетов все еще используются учениками для учебных целей.
Российские кладбища самолетов не самые большие в мире. В США на базе ВВС Дэвис-Монтан в пустыне Мохаве в Аризоне насчитывается 4400 списанных самолетов. Этот мировой рекорд трудно побить. Самолеты – это не единственная техника, которая имеет собственные погосты.