Летающие автомобили Теда Холла – Convair Model 116 и Convair Model 118

С ростом популярности авиации и автомобилей в 1930-х годах появилась идея скрестить эти два транспортных средства. Среди многих мечтателей, которые интересовались такой концепцией, был Теодор П. Холл, авиационный инженер, связанный с Consolidated Vultee Aircraft (позже Convair). В конце 1940-х годов он разработал две летающие машины – Convair Model 116 и 118.

Convair Model 118

Convair Model 118

Идея создания летающих автомобилей рассматривалась многими инженерами, разработавшими многочисленные прототипы, которые так и не пошли в серию. Во время Второй мировой войны Тед Холл безуспешно пытался заинтересовать своим проектом американскую армию (согласно его идее таким транспортным средством можно было доставлять американских командос в тыл врага).

летающий автомобиль Convair Model 116

Convair Model 116

Несмотря на провал первой концепции, Холл вернулся к этой теме после войны, на этот раз направив свои усилия на гражданский рынок. В 1946 году он разработал первый из своих летающих автомобилей – Convair Model 116.  Летательный аппарат  состоял из небольшого автомобиля для двух человек, приводимого в движение 26-сильным двигателем Crosley, крыльев, соединенных с хвостовой балкой, и четырехцилиндрового двигателя Franklin 4A4 с мощностью 90 л.с., обеспечивающего в полете скорость 180 км/ч. Вес машины составлял 259 кг, а крылья с двигателем и балластом – 226 кг.

Машина впервые поднялась в воздух 12 июля 1946 года. За штурвалом находился сам Рассел Роджерс и инженер Лоранс Филлипс. Испытания были довольно успешными, но оказалось, что установленный в самолете двигатель имел слишком малую мощность. В августе его заменили 95-сильным двигателем Franklin 4AL-225, и испытания продолжились. В ходе испытаний Convair Model 116 (ConVairCar) совершил 66 полетов, но, несмотря на амбиции конструктора, он не пошел в серийное производство, в основном из-за недоработок.

летающий автомобиль Теда Холла Convair Model 118

Летающий автомобиль Теда Холла Convair Model 118

Выводы Холла из 116 летных испытаний модели были использованы для разработки усовершенствованного автомобиля под названием Convair Model 118. Первый полет машины состоялся 15 ноября 1947 года. Конструкция отличалась от своего предшественника большими размерами (размах крыльев 10,5 м) и весом (1157 кг в полной конфигурации полета). Привод автомобиля обеспечивался 25-сильным двигателем Crosley, а самолета — шестицилиндровым двигателем Lycoming O-435C мощностью 190 л.с. Последний обеспечивал в воздухе скорость 201 км/ч.

Крушение первого прототипа Convair Model 118

Крушение первого прототипа Convair Model 118

Сама машина была также больше и могла вместить кроме водителя-пилота еще трех человек. Прототип был испытан в 1947 году, но три дня спустя разбился из-за нехватки топлива. Самолетная часть не пострадала, но автомобильная не подлежала восстановлению. В связи с этим был построен еще один прототип, который был испытан 29 января 1948 г.

На нем было совершено еще несколько пробных полетов, но интерес Convair к проекту упал до нуля, и он был закрыт. Стоит добавить, что до аварии первого прототипа предполагалось, что будет выпущено около 160 тысяч ConvAirCars, при этом цена самого автомобиля составит 1500 долларов. Крылья вместе с двигателем и хвостовым оперением по замыслу создателей можно было бы брать в аренду в аэропортах.

Несмотря на то, что проект Convair потерпел крах, в других странах было построено несколько подобных конструкций, которые также не приобрели популярность и не были запущены в серийное производство.

Андрей Бочкарев