Более точно предсказывать погоду, анализировать изменение климата и изучать, как развивается наш мир. Это основные цели уникального во всем мире сотрудничества между Lufthansa и несколькими исследовательскими институтами.
Превратить самолет в машину для исследования климата – большая проблема. Lufthansa выбрала самый современный и экономичный дальнемагистральный самолет в своем парке – Airbus A350-900 под названием “Erfurt” (D-AIXJ). После трех этапов модификации A350 станет летающей исследовательской лабораторией.
Первые и самые масштабные работы по переоборудованию были выполнены в ангаре Lufthansa Technik на Мальте. Была подготовлена продуманная система воздухозаборника в нижней части фюзеляжа. Затем была проведена серия испытаний, завершившихся аттестацией лаборатории климатических исследований весом около 1,6 тонны, т.н. измерительная лаборатория CARIBIC. CARIBIC означает “Гражданские самолеты для регулярных исследований атмосферы на базе инструментального контейнера” и является частью большого европейского исследовательского консорциума.
Подготовленный таким образом А350 должен совершить свой первый полет для исследования климата из Мюнхена в конце 2021 года, изучая около 100 различных газовых примесей, аэрозолей и параметров облаков в районе тропопаузы (на высоте от 9 до 12 километров). Таким образом, Lufthansa вносит ценный вклад в исследования климата, которые могут использовать эти уникальные данные для оценки эффективности текущих моделей атмосферы и климата и, следовательно, их предсказаний для будущего климата Земли. Особенностью этой системы является то, что параметры, влияющие на климат, могут быть записаны на этой высоте с гораздо большей точностью и временным разрешением на борту самолета, чем с помощью спутниковых или наземных систем.
“Для нас очень важно превратить наш А350-900 в самолет для исследования климата. Мы сразу же с энтузиазмом восприняли план продолжения программы CARIBIC на наших наиболее экономичных типах самолетов. Таким образом, мы сможем продолжать поддерживать исследования климата и атмосферы в их важной задаче на дальних маршрутах. Мы помогаем гарантировать, что параметры, относящиеся к климату, собираются именно на этой высоте, где в значительной степени создается атмосферный парниковый эффект. Я рада, что вместе с нашими партнерами мы можем реализовать этот амбициозный проект в рекордно короткие сроки и тем самым внести свой вклад в улучшение современных климатических моделей”, — сказала Аннетт Манн, директор по деловой ответственности Lufthansa Group.
Только что начавшейся реконструкции A350 предшествовала чрезвычайно обширная фаза планирования и разработки продолжительностью около четырех лет с участием более десяти компаний (в частности, Lufthansa, Lufthansa Technik, Airbus, Safran, Enviscope и Dynatec), а также Технологического Института Карлсруэ (KIT) как представителя более крупного научного консорциума.
“Самолет CARIBIC по мировым меркам поистине уникален. Он оснащен высокотехнологичными приборами, сопоставимыми по функциональности и сложности с приборами на борту большого исследовательского космического корабля, и позволяет использовать их экономично, регулярно и в течение десятилетий. Это даст нам возможность понять, какие процессы меняются, в какой степени и как они повлияют на климат Земли в будущем. Никакая другая система наблюдения в мире, будь то наземная или спутниковая, не может доставить многопараметрические данные с таким высоким разрешением из свободной атмосферы”, — сказал д-р Андреас Зан из Технологического института Карлсруэ и координатор IAGOS-CARIBIC.
Lufthansa Group является надежным партнером в области климатических исследований с 1994 года и с тех пор оснастила несколько самолетов специальными приборами. Теперь они впервые в мире используются на Airbus A350-900.
“Это первое переоборудование самолета Airbus A350-900 компании Lufthansa является значительным шагом на пути к обеспечению постоянной поддержки отраслевых исследований климата. Расширяя дальность полета Airbus, IAGOS CARIBIC откроет новые маршруты и расширит объем данных, доступных для научного сообщества по всему миру. Мы считаем, что коммерческие самолеты должны сыграть важную роль в обеспечении лучшего понимания воздействия выбросов CO2 и иных, чем CO2, газов на изменение климата. Как давние партнеры CARIBIC, мы поздравляем Lufthansa Group с неизменной приверженностью”, — сказала Симона Рауэр, руководитель отдела охраны окружающей среды Airbus.
Андрей Бочкарев