Федеральное антимонопольное управление Германии признало, что Lufthansa злоупотребляет своим монопольным положением на немецком рынке. Ранее аналогичное мнение высказывала Еврокомиссия.
Глава бюро по борьбе с картелями Андреас Мундт сказал немецкому информационному агентству DPA, что предварительное расследование уже показало, что расторжение контракта Condor на доставку пассажиров по фиксированным тарифам значительно затрудняет для Германии бронирование дальнемагистральных рейсов. Бронирование фидерных рейсов, особенно на маршрутах во Франкфурт, который является основной базой Condor, уже стало сложнее, поскольку Lufthansa определенно предпочитает перевозить своих пассажиров. В результате интерес к оферте Condor стал значительно падать. С другой стороны, спрос на бронирование рейсов у отпускной компании Eurowings Discover, входящей в состав Lufthansa Group, значительно вырос. Цель Eurowings Discover – доставить пассажиров в места, куда невыгодно летать Lufthansa, и уже известно, что именно туристический поток, в т.ч. на дальних маршрутах, восстановится после пандемии COVID-19 первым, и, возможно, уже этим летом.
Lufthansa объявила о расторжении контракта с Condor на существующих условиях на июнь 2021 года и предложила продолжить перевозки пассажиров, но по нормальным рыночным ставкам, что значительно повысит стоимость полетов. “По нашему мнению, расторжение этого соглашения является злоупотреблением положением на рынке”, – сказал Андреас Мундт и сообщил, что офис уже находится в контакте с Lufthansa по поводу шагов, которые необходимо предпринять. “Конечно, лучшим решением будет продление контракта на текущих условиях”, – добавил он.
Федеральное бюро по борьбе с картелями Германии – не единственное учреждение, у которого есть сомнения в отношении политики Lufthansa и ее планов прекратить сотрудничество с Condor. Есть сомнения и у Европейской комиссии. Комиссар Маргрет Вестагер открыто раскритиковала поведение этой авиакомпании и напомнила, что Lufthansa получила государственную помощь в размере 9 миллиардов евро при определенных условиях.
Эти два серьезных предупреждения уже побудили Lufthansa пересмотреть свою политику в отношении Condor. На прошлой неделе поступили деликатные сигналы о том, что крупнейший немецкий авиаперевозчик всерьез задумывается о том, было ли это решение правильным. Представитель Lufthansa признал, что авиакомпания не знала, в каких трудностях оказался Condor. Ранее Lufthansa сообщала, что расторжение контракта было необходимо, поскольку не использовался ее собственный флот.
В эти дни Condor отмечает свое 65-летие. Первый рейс было совершено 29 марта 1956 года с паломниками из Франкфурта в Иерусалим. Вскоре в расписание были добавлены испанские направления – Майорка и Канарские острова. А когда выяснилось, что такая стратегия оказалась успешной, Lufthansa заинтересовалась авиакомпанией в 1959 году и приобрела все ее акции. В 1962 году Condor обеспечивал выполнение 63,3 процента рейсов из Германии по отпускным направлениям, перевез 66 тыс. пассажиров, что по тем временам было внушительным количеством. Авиакомпания продолжала расти, добавляя в сеть Таиланд, Шри-Ланку и Доминиканскую Республику. В 1971 году к флоту присоединился Boeing 747, и Condor стал первой чартерной авиакомпанией, предлагающей полеты на гигантских реактивных самолетах. Спустя несколько лет весь флот Condor состоял из самолетов Boeing – добавился еще один B747, а также B727 и B707.
На рынке быстро появились конкуренты. Затем Condor начал продавать билеты самостоятельно, больше не полагаясь на эксклюзивное предоставление услуг для туристических агентств, и в 1990-х годах он создал собственного лоукостера Condor Berlin и добавил к его флоту самолеты Boeing 757 и 767 и Airbus A320.
В начале этого века Condor сменил владельца, и туристическое агентство Thomas Cook купило новое, купив акции Lufthansa. Перевозчик на короткое время сменил название на Thomas Cook, но от него быстро отказались. Сотрудничество с Thomas Cook было успешным до сентября 2019 года, когда туроператор обанкротился, оставив Condor без средств. Затем на помощь пришло правительство Германии, и в январе 2020 года появилась возможность еще одного стимула для развития в виде поглощения польской авиационной группой. Кроме того, это был первый случай, когда Lufthansa высказала предположение, что будущее фидерных рейсов Condor под вопросом. Такие перевозки могла взять на себя LOT. И, вероятно, все было бы хорошо, если бы не пандемия COVID-19, которая парализовала мировой воздушный транспорт. И PGL LOT, и Condor нуждались в государственной помощи, и сделка по покупке немецкого перевозчика была прекращена.
Condor в настоящее время является самостоятельной компанией и, как и все лоукостеры, рассчитывает на быстрое восстановление туристического потока.
Андрей Бочкарев