Этот самолет должен был стать самым большим успехом российских авиастроителей. Но авиакомпании, за исключением «Аэрофлота», не желают эксплуатировать SSJ 100.

Мексиканская авиакомпания Interjet и Yakutia Airlines избавляются от SSJ 100 – в чем причина?

Этот самолет должен был стать самым большим успехом российских авиастроителей. Но авиакомпании, за исключением «Аэрофлота», не желают эксплуатировать SSJ 100.

“Сухой” намеревался   показать миру, что россияне могут построить современную машину, которую будут покупать иностранные, а не только российские авиакомпании. 95-местный SSJ 100 с салоном эконом-класса должен был стать конкурентом как для Boeing, так и для Airbus. И начало было многообещающим, поскольку маркетинговую поддержку оказывал итальянский Leonardo. Теперь контракт с итальянцами закончился, а авиакомпании возвращают машины производителю. В чем причина? Сухой Супер-джет оказался ненадежным и для них нет запасных частей.

Мексиканская авиакомпания Interjet постепенно избавляется от SSJ 100. Перевозчик Brussels Airlines group, принадлежащий Lufthansa и арендующей SSJ у CityJet, заявил, что не возобновит контракт на аренду этих машин, срок действия которого истекает в марте 2019 года. Даже российские «Якутские авиалинии» рассматривают возможность исключения SSJ 100 из своего флота. С поддержкой неожиданно пришел «Аэрофлот», который планирует арендовать сто SSJ, таким образом, спасая Sukhoi Civil Aircrfat Co. Хотя вызывает большие сомнения, что он делает это по своей инициативе, а не из-за давления сверху.

До сих пор компания выпустила 132 самолета SSJ 100. Наиболее важным клиентом был мексиканский Interjet. Уже в 2011 году, когда первый самолет еще не оторвался земли, мексиканцы заказали 20 таких машин, а в 2014 году запросили еще 10. Первые 22 были доставлены в 2016 году, осталось еще 8. Теперь Interjet сообщил россиянам, что он решил реструктурировать флот и избавиться от этих машин, не исключая, однако, что он рассмотрит вопрос о покупке SSJ нового поколения, «если это будет иметь экономический операционный смысл». Хотя это заверение больше похоже на то, что они подслащивают горькую пилюлю. Производитель уверяет, что он все еще ведет переговоры с мексиканцами и планирует расширить свое сотрудничество в рамках действующего контракта. Однако в этих переговорах уже нет и речи о передачи оставшихся 8 машин. Известно, что Sukhoi работает над модернизацией SSJ, планирует добавить винглеты, улучшить авионику и малопривлекательный пассажирский салон.

Изначально в SSJ 100 не была предусмотрена установка винглетов (законцовок крыла), но машины, оснащенные этой деталью, были протестированы год назад и, как ожидается, будут сертифицированы к концу 2018 года. Пока тесты показывают, что их установка снизит расход топлива на 3 процента.
Для Brussels Airlines обслуживание SSJ 100 оказалось мучительной головной болью, поскольку трудность представляло найти как основные, так самые мелкие запасные части для этих машин. Авиакомпания признает, что по этой причине она была вынуждена отменять рейсы этим летом в самый разгар сезона, и каждый день по крайней мере одна машина была исключена из операций.

В августе авиакомпания Yakutia Airlines объявила, что они избавятся от SSJ 100 по той же причине, что и бельгийцы. Ответственный за флот Yakutia Airlines Иван Винокуров признал, что два самолета были исключены из эксплуатации летом из-за поломок двигателей SaM146, и отсутствия каких-либо шансов на их замену. По словам Винокурова, совершенно неприемлема ситуация, когда единственный склад запасных частей для SSJ 100 расположен в Мюнхене, откуда их быстро получить. У Якутских авиалиний есть дополнительный контракт с производителем двигателей SaM146 – компанией Powerjet, являющимся совместным предприятием французского Safran и российской United Engine Corporation. Теперь Powerjet гарантирует, что он «оптимизирует» доступность двигателя, увеличив свою мощность на двух заводах – во Франции и России. В то же время компания подчеркивает, что двигатель SaM146 надежен на 99,9 процента. Правда почему-то в случае с Yakutia Airlines их пришлось менять после 1,5 тысячи циклов, тогда как заявлялось, что он был рассчитан на 7000 циклов.

В этой ситуации единственным клиента остается только «Аэрофлот», он сделал указание установить винглеты на все 100 машин, которые он заказал неделю назад, а окончательный контракт на поставку должен быть подписан в конце этого года. Поставки запланированы на 2019-2026 годы. У «Аэрофлота» уже имеется 49 бортов модели SSJ 100 в своем флоте, которые летают в основном на внутренних маршрутах в России, хотя в среднем их налет в три раза меньшее, чем у самолетов других производителей.

Андрей Бочкарев