Между США и Китаем вновь разгорелся конфликт из-за ограничения количества рейсов

На последнем этапе продолжающегося с начала пандемии спора между Китаем и Соединенными Штатами Поднебесная в очередной раз в одностороннем порядке меняет условия полетов в свою страну, что вызвало ответную реакцию США.Правительство США объявило во вторник, 23 августа, о приостановке 26 рейсов в Китай, выполняемых китайскими перевозчиками, в ответ на приостановку Китаем рейсов американских перевозчиков в Китай, что объясняется выявлением случаев заболевания COVID-19.

По решению Министерства транспорта США право на выполнение отдельных рейсов из США в Поднебесную с 5 по 28 сентября этого года потеряют авиакомпании Xiamen Airlines, Air China, China Southern Airlines и China Eastern Airlines. Больше всего, а именно 19 рейсов, касаются вылетов из Лос-Анджелеса. Остальные 7 рейсов из Нью-Йорка выполняет авиакомпания China Eastern. Решение властей США должно стать ответом на недавнюю приостановку 26 рейсов между американскими аэропортами и Китаем, обслуживаемых авиакомпаниями American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines, в связи с выявлением положительных случаев заражения коронавирусом среди пассажиров этих рейсов.

Еще одно одностороннее изменение правил Китаем

Новейшая версия воздушного спора между США и Китаем, продолжавшегося с начала пандемии, была подогрета, как и в предыдущих случаях, решением Китая в одностороннем порядке изменить правила, регулирующие воздушное сообщение между двумя странами. На этот раз Китай решил изменить свою политику в отношении допустимого количества пассажиров при положительном результате тестов на наличие коронавируса, о чем заявила американская сторона 7 августа этого года. Согласно последним китайским правилам, если количество пассажиров с диагнозом наличие коронавируса составляет 4 процента от общего количества пассажиров отменяется один рейс, при 8 проц. – два рейса.

Министерство транспорта США подчеркивает, что власти в Вашингтоне неоднократно выдвигали возражения правительства Китая, заявляя, что новые правила возлагают “неоправданную вину на перевозчиков” в случаях, когда путешественники получают отрицательный результат перед посадкой на рейс в США, а затем тест после прибытия в Китай показывает положительный результат.

Недовольство Пекина

Решение Министерства транспорта США вызвало резкую реакцию официального представителя посольства КНР в Вашингтоне Лю Пэньюя, который в пресс-релизе назвал действия США “крайне безответственными” и “неоправданными приостановками полетов китайских авиакомпаний”. Посольство Китая заявило, что контрмеры против COVID-19, которые действуют как “предохранитель”, являются справедливыми и прозрачными, применяются как к китайским, так и к иностранным авиакомпаниям и согласуются с двусторонними соглашениями о воздушном транспорте.

Конфликт с начала пандемии

Последний спор — это еще один этап конфликта, который продолжается с начала пандемии. 31 января 2020 года в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением уханьской коронавирусной пневмонии COVID-19, правительство США запретило въезд в страну большинству пассажиров без гражданства США, находившихся в Китае в течение последних 14 дней. Запрет не вводил каких-либо ограничений на полеты из Китая, но из-за низкого спроса на поездки между странами большинство авиакомпаний из США приняли решение в феврале приостановить полеты в Поднебесную.

Неожиданно в конце марта 2020 года Управление гражданской авиации Китая (CAAC) объявило, что китайские авиакомпании могут выполнять один пассажирский рейс в неделю в заданную страну, и все перевозчики не могут летать больше, чем они предложили 12 марта. “Поскольку американские авиакомпании приостановили все пассажирские рейсы в Китай до 12 марта, Китай де-факто запретил американским авиакомпаниям возобновлять пассажирские рейсы в Китай”, — говорится в заявлении Министерства транспорта США. 22 марта правительство США обвинило Китай в том, что он препятствует возобновлению полетов американских авиакомпаний в Китай, и приказало четырем китайским авиакомпаниям представить запрошенные расписания.

4 июня 2020 г., т.е. через несколько часов после объявления ограничений с американской стороны, Китайский CAAC отменил правило о том, что лимит сообщений будет основываться на количестве воздушных операций по состоянию на 12 марта, но сохранил руководство по эксплуатации одного рейса в неделю. Однако власти Поднебесной объявили о введении механизма, позволяющего увеличить лимит рейсов до 2-х в неделю — согласие на такое увеличение количества рейсов будет выдано, если ни один из пассажиров, прибывающих в Китай на заданный маршрут не показал положительный результат тестирования на коронавирус COVID19 3 недели подряд. В то же время китайская госслужба оставила за собой право приостановить работу авиамаршрута на неделю, если на борту самолета данного перевозчика, по прибытию находятся пять или более пассажиров с положительным результатом теста на наличие коронавируса COVID-19. Если количество зараженных пассажиров превысит 10, сообщение будет приостановлено на 4 недели. Вопреки механизму, позволяющему увеличить лимит полетов до 2 в неделю, для приостановки сообщений засчитывается количество инфицированных пассажиров с момента запуска рейса.

Несмотря на то, что, по мнению многих, принятие Соединенными Штатами условий Китая де-факто позволило бы СААС в одностороннем порядке навязывать руководящие принципы, а в споре с Поднебесной США имели преимущество, поскольку китайские авиакомпании были более заинтересованная в выходе на американский авиационный рынок, 5 июня 2020 года администрация президента Дональда Трампа неожиданно поклонилась Китаю, заявив, что будет приспосабливаться к его условиям игры. Таким образом, был сформирован компромисс, действовавший до августа этого года, в результате чего с конца августа 2020 года количество авиарейсов между США и Китаем удвоилось.

В январе этого года Министерство транспорта США приостановило 44 рейса в Китай, выполняемых четырьмя китайскими авиакомпаниями, в ответ на решение Китая приостановить 44 рейса, выполняемых авиакомпаниями США, сообщило агентство Reuters.

Новые китайские правила касаются всех авиакомпаний

Соединенные Штаты — одна из немногих стран, которые благодаря своему международному положению и потенциалу собственного рынка могут реагировать на все более строгие правила, предъявляемые к авиакомпаниям Управлением гражданской авиации Китая (CAAC). У перевозчиков из других стран мало возможностей для действий, кроме признания того факта, что они вынуждены учитывать непредсказуемый цикл отмены своих рейсов.

Политика zero COVID — одна из политических основ авторитарного китайского лидера Си Цзиньпина, председателя правящей Коммунистической партии Китая, который, по мнению наблюдателей, получил самую сильную власть над страной со времен Мао Цзэдуна. Перед тем, как Си назначит себя на беспрецедентный третий срок пребывания в должности этой осенью, средства массовой информации распространяют изображения абсурдных действий, продвигающих политику zero COVID, таких, как тестирование рыбы, членистоногих и ракообразных, пойманных в Тайваньском проливе., проводимых правительством города Сямэнь в провинции Фуцзянь, лидером местной партии которого в прошлом был Си Цзиньпин.

Нынешний политический климат самым тесным образом влияет на всю экономику, в том числе на авиационную отрасль, что не позволяет исключить дальнейшее ужесточение правил антикоронавирусной политики и продление периода непредсказуемости для воздушных операций.

Андрей Бочкарев