Могут ли США подрезать крылья китайскому авиапрому?

Правительство США рассматривает возможность блокирования разрешения для General Electric Co (GE) на продажу двигателей для нового китайского авиалайнера comac C919. Об этом сообщили анонимные источники портала aviav.ru в администрации США.

Comac C919

Comac C919

Потенциальный запрет на продажу двигателей в Китай, а также других компонентов, необходимых для производства C919, таких, как системы управления полетом, предоставляемые Honeywell International Inc., станет последним шагом в конфликте между двумя крупнейшими экономиками мира в отношении правил торговли и технологического обмена. Такие действия поставили бы под сомнение успех Китая в попытке выйти на рынок производства гражданской авиации.

Вопрос отказа от выдачи новых лицензий на продажу компонентов, необходимых для производства самолетов в Китае, будет обсуждаться на межведомственном совещании властей США в этот четверг и на следующей встрече с представителями правительства Дональда Трампа 28 февраля. Вопросы не комментируются ни Белым домом, ни Министерством торговли США, ответственными за выдачу разрешений. От комментариев также отказались представитель GE, а также министерства обороны, энергетики, иностранных дел и казначейства.

В течение многих лет американские компании, занимающиеся созданием китайской авиационной промышленности с нуля, могли рассчитывать на поддержку США. Правительство США выдало лицензии, которые позволили компаниям продавать силовые установки, авионику и другие компоненты для первого большого реактивного самолета китайского производства Comac C919. Этот узкофюзеляжный самолет, который должен стать конкурентом аэробуса Boeing 737 и A320, проходит испытания и должен поступить в коммерческую эксплуатацию в следующем году.

Теперь администрация США, возглавляемая президентом Трампом, рассматривает вопрос об отказе в выдаче лицензии GE по недавней заявке. Дело касается согласия на экспорт двигателей CFM LEAP-1C, которыми предлагается оснастить C919. В прошлом GE получал разрешение на экспорт двигателей LEAP — в 2014 году и в марте 2019 года.

Двигатель CFM LEAP является плодом совместного предприятия General Electric из США и Safran Aircraft Engines из Франции. Представители Safran, а также представители французского правительства не стали комментировать сообщения о возможном отказе в выдаче лицензий.

Февральские дискуссии между властями США также касаются экспорта компонентов, отвечающих за управление полетом. В этом случае Honeywell International, поставщик этих решений, кажется, находится в несколько лучшем положении, чем GE и Safran, потому что в начале прошлого года компания получила 10-летнюю лицензию на поставку этих элементов для программы C919. Однако имеются сомнения в получении разрешения на продажу компонентов для последующих программ пассажирских самолетов, в которых участвует COMAC, таких, как проект широкофюзеляжного композитного самолета CRAIC CR929, разрабатываемого в рамках китайско-российского сотрудничества. Honeywell не скрывает, что очень заинтересована в участии в этом предприятии, поэтому изменение позиции правительства Соединенных Штатов может повлиять на необходимость отказаться от этих планов развития. На данный момент пресс-секретарь Honeywell отказывается комментировать сообщения прессы.

Опасения по поводу Китая

Любые изменения не только повлияют на амбиции Китая по развитию авиационной промышленности, но и будут касаться американских компаний авиационной промышленности, поэтому представитель ассоциации производителей призывает включить отрасль в обсуждение этой темы.

«Если будут какие-либо изменения, я надеюсь, что мы будем участвовать в этом процессе, как и в прошлом», — сказал Реми Натан, вице-президент по международным связям в Ассоциации аэрокосмической промышленности.

Дискуссия о возможном сокращении продаж американских компонентов для развивающейся авиационной промышленности в Китае состоит в том, чтобы определить, приведет ли такая поставка к серьезной конкуренции c Boeing или усилит военные возможности Китая. По словам информаторов портала, некоторые представители администрации США опасаются, что Китай может перепроектировать некоторые элементы для их копирования. Другие правительственные чиновники, в свою очередь, считают, что двигатели LEAP уже в дефиците в Китае.

Если Соединенные Штаты решили ввести ограничения, то можно ожидать ответной реакции Китая на увеличение заказов Airbus за счет заказов на самолеты в связи с текущим кризисом Boeing, говорит один из информаторов. В настоящее время около четверти самолетов Boeing отправляется в Китай.

Андрей Бочкарев